Велопоход

Альпы 2009

— Бонжур! — приветствовал нас очередной
встречный велосипедист.
— Мы не БОМЖур, мы — турист !!!

Европа 2009

(Италия — Швейцария — Франция)

Рано или поздно это все равно бы случилось. Всеми доступными ей способами судьба оберегала меня от Европы. Латвия уже пять лет как в ЕС, а я все свободное от работы время провожу на востоке, справедливо полагая, что именно там находится истинная туристическая Мекка. Но чувствовал — назревает. Европа, как предчувствие.

Маршрут придумали, что называется, на коленке. В рамках антикризисных мероприятий посмотрели что дешевле. Из южного направления самым подходящим оказался Бергамо. Ryanair — овский билет со всеми велосипедами и рюкзаками обошелся в 100 Ls с носа за туда-сюда. Едем вдвоем с Виктором. Выдуманные причины отказов в этом году разнообразием не баловали — кризис, чтоб он сдох.

Заказали билеты, нашли карты, привели в должное техническое состояние велосипеды — вот и вся подготовка. Стали ждать.

27.10.2009. Вторник.

Дождались. Все началось с опоздания. Опоздали те, кто ехал из центра. Уж не знаю, в нашу ли честь очередной придурок залез на Вантовый мост, движение по которому перекрыли. Хорошо, что договорились встренуться сильно заранее. (Недавно прочитал, что ванты покрыли какой — то специальной дрянью. Чтоб не лазали).

Хаотичное взвешивание, подгонка багажа до нужного веса, упихивание всего, что можно и нельзя в коробки с велосипедами… Суета муравейника. Не без помощи старого, доброго подсовывания ноги под весы мы все же уложились в заданные кило.

Провожающие смахнули одну на всех извечно скупую слезу, и мы исчезли в чреве терминала.

Уже бегом успеваем схватить в tax free бутылку бренди и в 2120 железная птица оторвала нас от родной земли, понеся в далекие дали.

28.10.2009. Среда.

Бергамо. В легком хмелю с волнением ждем появления на транспортной ленте нашего багажа. Волнения небезосновательные. Коробка с Витькиным велосипедом открыта, ремкомплекта нет. Пошумев для порядка, собрали вещи и в подгаженном настроении покинули помещение. Идею ночевать в аэропорту отмели сразу — места нет, весь пол в туристах.

На улице стали собирать технику. Я вскрываю свою коробку и — о, чудо! — вот он , безвозвратно потерянный ремкомплект. В рижском урагане перепаковки кто-то сунул его не туда. Я даже знаю кто!

Собрались за полтора часа. Попытка подкачать колеса успехом не увенчалась. Наш насос мы сразу сломали, а ни у одного из водителей (представляете стоянку перед аэропортом) насоса не нашлось! Не знаю, кстати, насколько необходимо сдувать колеса перед полетом. По-моему, чушь полная. На обратном пути ничего не сдували и ничего не взорвалось.

На полусдутых тихонько покатили в сторону города, по пути на автостоянке набрав воды из-под крана. Километра через три, перемахнув через ограду, устроились в симпатичных кустах у дороги. Запив изподкрановой итальянской водой домашние бутерброды, мы кинули на землю коврики-спальники и, глядя в чужое звездное небо, наконец-то ощутили себя в походе.

Мокрые от росы спальники, орущие петухи, взлетающие над головой самолеты, рядом проносящиеся машины и пробитое колесо. Таким было наше первое утро в Италии. Колесо бахнули, скорее всего, перелезая вчера через ограду. Будем клеиться. Не будем! Клей в тюбике высох. Весело матерясь, меняем камеру, надуть которую все равно нечем.

Побрели в город пешком. Дойдя до первого же открытого магазина, хоть и был он продуктовым, попросили насос, который нам моментом выдали. Подкачав колеса, купили у доброжелательного продавца бутылку сока, и, теперь уже, не пошли, но поехали.

Доброжелательность эта сразу показалась  подозрительной. И подозрительность эта с каждым днем только усиливалась, когда я сталкивался с доброжелательностью водителей, прохожих, продавцов и других малознакомых мне людей. Поначалу оборачивался — может это не мне улыбаются и приветливо машут рукой…

Окраина Бергамо. Утро, перекресток со сломавшимся светофором. Траффик — пол машины в минуту. Пешеходов — еще меньше. Стоит человек с полосатой палкой и людей за руку через дорогу переводит.

Плутанули в городе. Стоим с раскрытой картой, думу думаем. Человек подходит, давай нам объяснять. Он — не слова по-английски, мы — чуть хуже по-итальянски, но пока не убедился, что до нас дошло, не отстал.

Bergamo — это два города на одной территории. Широкие проспекты, большие магазины, много машин — это внизу. А посредине, на горе — окруженная стенами древняя часть. Попасть туда можно только на подъемнике, и эту часть программы мы оставили на возвращение (жаль, так и не успели). Итальянцы, кстати, Бергамо произносят с ударением на первый слог, и, когда мы говорили БергАмо, нас не сразу понимали.

Погода сегодня очень велосипедная — пасмурно, тепло. Ехать одно удовольствие. Велосипед тут, похоже, сродни национальной идее. Ездят очень много и все кому ни лень. Соответственно и отношение к нашему брату – привычноуважительное. А на нас, груженных, так вообще реакция была весьма бурной, еще и помноженной на итальянский темперамент. Бибикали, кидали баранки, размахивая руками беспрерывно.

Катим по узкой дороге с плотным движением. Замечаю, что нас перестали обгонять. Оборачиваюсь — за нами, с нашей же скоростью, тащится фура, за ней выстроился длиннющий хвост машин, и хоть бы намек на нервозность. Мы, конечно, на обочинку съехали, пропустили, но отношение… Подозрительно все-таки.

На выезде из города в крупном спортивном магазине нами были приобретены: клей, насос,газовые баллоны. После чего с Бергамо мы простились, взяв курс на Como.

Пока закупались в загородном маркете продуктами на вечер, подошли два аборигена. И тоже они велотуристы, и в Латвии они были, и вино мы не то купили, и вот вам в подарок бутылочку правильного. Потом еще всучили карты окрестностей… Не к добру все это, ой, не к добру.

Проехав 55 км, свернули с оживленной трассы и, метрах в 200 от нее нашли изумительный ландшафтный парк с речушкой, камушками и прочими сю-сю-сю. Время, конечно, еще детское, но в шесть вечера уже темно, а кататься при свете фонарика я могу и вокруг дома. Мы же приехали сюда картинки смотреть. Сытно отужинав под подаренное вино, отполировав это дело сигарой, завалились дрыхнуть. Палатку не ставили — так перебомжуем.

29.10.2009. Четверг.

Встали не столько рано, сколько затемно и уже в восемь выехали.
    Захолмило еще вчера, сегодня тенденция усилилась, но пока это ненавязчивые подъемы и плавные спуски. Не доехав до Como, свернули на Varese.

Проезжая один из многих миниатюрных городков, не совладав с аппетитом, купили в магазине свежей выпечки по куску пиццы и по пирожному. Может с голодухи это показалось таким вкусным. Подзаправились мы как нельзя вовремя. Ближе к обеду подъемы стали круче, спуски — короче.

Обедали в парке небольшого городка,  перед зданием, судя по всему мэрии, где на детской площадке развесили сушиться подмокшие ночью спальники. Хоть бы слово кто сказал.

Доехали до Varese и долго там плутали в поисках правильного выезда на Laveno.

Камера, камера! — слышу сзади Витин окрик.
Какая камера? — думаю. — Не вынимал я камеру.

Оказалась не та камера, что видео, а та, что вело. Второй прокол за два дня. Но теперьто у нас и клей есть, и насос!

Ехать очень приятно. Хороший асфальт, вежливые водители, часто параллельно дороге или велодорожка, или выделенная для велосипедов полоса. На одном из спусков разогнались до 46 км/ч. Было бы больше, но пришлось притормозить перед виражом.

В Laveno прибыли как раз к парому, отходящему в Verbania через озеро Maggiore. Билеты обошлись в 8 евро на двоих. Идет паром минут 15.

Жаль, что сам Laveno посмотреть не успели, но то, что зацепил глаз, вызвало жгучее желание тут задержаться. Уютный, чистый курортный городок. Пристань с яхтами, кабачки с неторопливо потягивающими вино за тихой беседой итальянцами, негромкий  Бочелли из динамиков. На лицах  — покой и блажь. Може пьяные?

На том берегу были уже в полной темноте. Да, короткие здесь у них денечки. По карте до кемпинга 10 км. Бодренько до него долетели и уперлись в опущенный шлагбаум. Но, наверное, самую живописную за поход стоянку нашли в ближайших кустах. Берег озера, сухо, тихо, в  воде картинно отражается гора противоположного берега, и все это в лунном свете. Перед ужином искупались. В вечернем меню — равиоли, Ламбруско, чай, бисквиты, сигары. Все по ценам не могущим не вызвать острый приступ зависти к живущим здесь и нудную такую, ностальгическую ненависть к родине.

Снова ночуем без палатки. Не хочется от такой красоты в дом заползать. Проехали сегодня 85 км.

30.10.2009. Пятница.

Встали попозже, выехали около девяти в необоснованно хорошем настроении. Ну, подумаешь – красиво. Ну, дорога течет вдоль деревенек с прислонившимися к скалам, будто нарисованными домиками. Ну и пусть каждый сад у дома – фейерверк фантазии и вкуса. И горы. И пальмы. И тепло – ноябрь послезавтра. Блин!!! Почему я не в Италии родился!!! Тихо, не раскисаем и с холодной северной непроницаемостью продолжаем движение.

Дорога с тенденцией вверх. Медленно пыхтим в сторону перевала. Помимо несчетного количества велосипедистов, на дорогах уйма мотоциклов. Каких мы только не видели. Но отношение к жизни – машины. Едет, и слава Богу. Есть, конечно, и Porsche, и Lamborghini , но в массе – это старые, ржавые, жутко дребезжащие тарантасы, типа Fiat Uno. Незабываемый эффект в туннелях – слышишь сзади нарастающий, постепенно заглушающий все звуки мира грохот. Или конец света, или самолет в туннель залетел. Оборачиваешься, а там ползет этот всадник Апокалипсиса – меньше моего велосипеда. И ненамного быстрее. Хотя, как мы заметили, люди тут вообще особо и не торопятся. Даже, если на вывеске в кафе время открытия 0900, а в полдесятого там еще ни души – это они не опаздывают. Просто не торопятся. И никого подобные вещи не раздражают. Только, может, таких, как мы.

Остановились полюбоваться на город Mergozzo на берегу озера. Не первый раз за три дня захотелось попросить политического убежища. Если, конечно, можно просить политическое убежище в декорациях к фильму о тихом итальянском счастье.

Свернули с дороги в маленькую деревеньку. Старинный замок, узкие улочки, на солнце млеют довольные жизнью коты, недеревенская чистота и поразительно тихо. Мне виделись подобные места здесь довольно шумными – народец-то весьма горяч. Ан, нет – сплошная дрема. На выезде небольшой рыночек с большой палаткой, где сыр, колбасы, молоко.
Экономии для, решено закупаться в маркетах, но тут мы не удержались.

К 1300, доехав до города Domodossola , устроили перекус. Подустали.  Дорога все время идет вверх, и все круче и круче. До обеда это еще напоминало атлетические этюды, а теперь шутки кончились. Езда отнимает практически все силы, ходьба – немногим меньше. Но так или иначе, полуедя, полуходя мы добрались до швейцарской границы, благополучно миновав которую, встали в 300 метрах от поста, прямо у дороги.

Поляна широкая, внизу речка течет. Витя – с коня и в воду – искупался.
    За день прочапали 63 км. Пока ставили палатку, совсем стемнело, захолодало и нам захотелось костра. Достаточно безумная затея в прямой видимости с дороги, рядом с границей, но если мы чего решим… Прикрывшись от дороги ковриком, маааленький такой огонек мы развели. Бомжевать, так бомжевать.

31.10.2009. Суббота.

Второй пешеходный день. Подзадоривает мысль о грядущем спуске.

Вдоль дороги встречаем указатели на трекинговые тропы. На одну из них свернули. На груженом велосипеде по ней особо не покатаешься, но красоты греют. Чем-то же надо греться. Холодно сегодня очень, еще туманно и сыро. В тумане идем по лиственничному лесу. Раньше я лиственниц осенью не видел. Абсолютно шизофреническая картинка — лес яркожелтых елок. Пройдясь по тропке, вернулись на асфальт и, в очередной раз начихав на бережливое отношение к бюджету, зашли обогреться в кабачок, где выпили по маленькому пиву и по кофе.

В 1600 высшая точка маршрута — перевал Simplon Pass — была взята. Под ноги летят цветы, оркестр выдувает бравурный туш. И только свистя вниз, мы прочувствовали, сколько напешедралили вверх.

Практически не крутя педали, долетели до города Brig, не то что замерзнув. Заморозившись. Нужен кемпинг с душем. В городе кемпинг есть, но вот горячую воду в нем на зиму отключили. Поехали дальше и уже в темноте нашли работающий кемпинг в 62 км от места старта.

Поставить палатку стоит 30 франков. Однако. Ну не в нашей ситуации торговаться, и мы становимся, как и сказал нам администратор, где хотим. Захотели рядом с домиком-вагончиком, где поуютней и столик есть. Стали подходить отдыхающие и каждый норовил нас упрекнуть, что тут нельзя палатку ставить — Privato! Мы вежливо их посылаем, мол старший разрешил. Так вот, каждый!!! из них шел стучать администратору. Тот так развонялся (где хотим,оказывается, означало — где хотим, на дальней поляне), что вечно спокойного Витька пришлось чуть не за руки держать, чтоб до мордобоя не дошло.

Переночевать мы, конечно, переночевали (палатку не перенося) и в душе помылись, и аккумуляторы зарядили, но осадочек остался.

01.11.2009. Воскресенье.

Из-за Витькиного маньячества подорвались в 0630 и в восемь уже крутили педали. Дорога идет параллельно реке и автобану в сторону города Sion. Идет она притом под уклон, так что, после двух последних дней, сегодня ни езда, а удовольствие сплошное. Да вот только виды швейцарские с итальянскими le bellézze della natura не сравнить. Вокруг если не поля или промзона, так довольно серенькие в своем однообразии городишки с аккуратно-безвкусной современной застройкой.

Километрах в пяти от Sionа свернули на велодорожку и поимели бомжовую радость. Целый склон неубранного винограда. Мелкий такой и на вид кислый. На вкус оказалось все совсем наоборот. Чистый мед. Я думал, что равнодушен к винограду, но походы превращают человека в ненасытного монстра. Заставили себя прекратить вакханалию, лишь почувствовав легкий приступ тошноты. После винограда были еще растущие у дороги яблоки, валяющиеся на обочине груши, и, как итог, авральный поиск туалета в Sionе.
    Удобства мы нашли, а вот с магазинами совсем беда. Воскресенье, все закрыто. Закупились на заправке. Дорого.

Выспрашивая дорогу из города у франкоговорящей ( в смысле англонеговорящей) бабушки, Витя был описан ее йоркширским кабысдохом. Чего-то не прет нам в Швейцарии. Города, пейзажи, цены, а, главное, люди. Нелюбезны, высокомерны. Местами даже просят кирпича… И это после буйного итальянского радушия. А Италия, она же вон — за углом. И потому, сидя на лавочке парка в St.Maurice решили мы поменять слегка свои планы и проехать Женевское озеро не по швейцарскому, а по французскому берегу. Особой необходимости в этом не было, скорее форма социального протеста. Не нравится нам ваша Suisse! Идите в ….!

Купив продуктов на ужин на очередной заправке, устроились на ночевку рядом с велодорожкой на берегу речки и самоотверженно искупались в холоднющей воде. Отужинав под пивко, завалились дрыхнуть без палатки.
    Велокомпьютер сказал, что мы молодцы, проехали 104 км.

02.11.2009. Понедельник.

‘’Бежать! Бежать во Францию!’’ Примерно так можно было понять смысл заковыристых фраз, изрекаемых двумя туристами, ставящими палатку ночью, под внезапно начавшимся дождем.

Льет, низкая облачность и никаких иллюзий про кратковременность ненастья. Приготовили завтрак в палатке, дождь чуть притих, но, оказалась, – замануха. С первыми оборотами колеса потекло с небес по-полной.
    Но настроения нам так просто не испортишь, а мне сегодня – так особенно. Уже с утра – звонки  и SMS-ки. Да, день рожденья в походе я отмечаю впервые.

Промокшие, но довольные по широкой велодорожке мы скоро докатили до Женевского озера. Немаленькое, надо сказать, озеро. Все-таки второе по величине пресноводное в центральной Европе. Не в размере, конечно, дело, но помнится, когда я вышел на берег Байкала, испытал куда более полновесные эмоции. Очредная демонстрация угробленной цивилизацией природы, но ожидать здесь другого было бы наивно. Лес мачт, плотная застройка, дождь, ветер, и только само осознание того, что ты стоишь на берегу знаменитого Lac Leman, заставляет нас улыбаться и напевать про себя Дым над водой.

После прохождения границы все как-то сразу изменилось. Показалось нам, что и города уютней, и лица добрее. По-домашнему тут. Теплее. Только очень холодно. По этому поводу зарулили в кафеюшку и выпили по здоровенной чашке чая.

Проехав симпатичный Evian, где в маркете закупились на ужин, встали пораньше в закрытом кемпинге. Витя утверждает, что это нормальное явление, и делать так можно. В смысле, если нет хозяев, то это их беда, а не наша. Ну и ладно. Нет, правда, душа, но в нашем распоряжении идеально ровная площадка и тишина вокруг.

С учетом погоды и предстоящих праздневств в мою честь, проехали только 40 километров.

Обед плавно перешел в торжественный ужин ( макароны с сыром и мясом, бутылочка бренди, сигары, много разной сладкой шняги). Ужин плавно перетек в легкое опьянение, а оно в глубокий сон и следующий день.

03.11.2009. Вторник.

Праздничный ужин вчера нас сгубил – уже в девять вечера мы спали мертвецким сном. А вот похмелья не случилось. Старые, видать, стали – как раньше не можем.

Утром нарисовались хозяева кемпинга. Досататочно индифферентно на нас отреагировали, полностью удовлетворившись объяснением, кокого хрена мы тут делаем. От предложенной оплаты отказались.

Пилим дальше. Симпатичный Thonon с каруселью на центральной площади и  Pаrtagas в табачной лавке, непрекращающийся занудный дождь и, наконец-то, Женева с дорогими бутиками, трамваями, гомоном туристов.

Останавливаюсь снять красивый ракурс, Витя едет дальше. Я ему в след:
— Вить, подожди!

Рядом из-под зонтика:
— Что, ребята, заблудились?

Дама из Питера. Постояли, потрещали. В ее взгляде нескрываемое сочувствие к мокрым, грязным велосипедистам. Понятно, она- то в отеле живет, да по ресторанам ходит. Ей нас не понять.

Geneve понравился очень. Думаю под солнышком, да по теплу, понравился бы еще больше, но время выбираться. Въехали мы в город быстро, а вот выезжали из него весь оставшийся день. Даже не заметили, где кончается сама Женева и уже опять начинается Франция. Встать категорически негде – везде жесткая населенка, фактически, один сплошной забор. Потому мы несказанно обрадовались, когда уже в сумерках, свалились по первой же тропке куда-то вниз и нашли отличное место на берегу реки. Ставим палату, будем отогревать тушки спальниками, души – вином. Сегодня – 58 км.

04.11.2009. Среда.

Вечером река была широкой и быстрой, с утра — очень быстрой, цветом и мощью напоминающая категорийный среднеазиатский поток. На завтрак — каша с песком.

Дождь закончился около девяти утра, и по дорожке мимо нашей палатки сразу побежали. Кто с собакой, кто трусцой. Бегающих больше, чем ездющих. Бегает народ везде и в любое время. Выглядит это всенародное спортолюбие частенько забавно, но, справедливости ради надо сказать, что толстых людей очень мало.

Написали смс-ку домой с вопросом про прогнозы. Ответ не радует — по всей Европе, как в деревне Гадюкино — дожди. Да и температуры с тенденцией к замерзнуть.

На подезде к  Boneville опять открылись горы, напомнив, что мы вообще-то в Альпах. Периодически встречаются миленькие велодорожки, уводящие нас от трасс в поля — леса. И на этих дорожках, кроме нас — ни души. Опять начался ощущаться легкий подъем. Это, пожалуй, единственное спасение от холодрыги.

В шикарном двухэтажном туристическом магазине докупили баллоны для горелки, а потом еще долго по нему ходили, как по музею. На улице перед магазином подошла женщина, очень удивленная выбором времени для велопутешествий. Но мы ей объяснили посиневшими губами, где находится Латвия, что мы люди северные, привыкшие, и не холодно нам совсем.

Неспешно проехав 59 км, поставили лагерь на задворках деревушки, на берегу ручейка, в котором, стоя в ледяной воде по щиколодку, сделали вид, что искупались.

05.11.2009. Четверг.

Да что же они с этой погодой делают! Всю ночь поливало, как из поломанного унитаза. С утра вокруг слякоть, дерьмище — ноги разъезжаются. За деревьями, через ручеек — парк. Аккуратненький такой, со скамеечками, с детской площадкой, с гулятельными дорожками. Вся благодать на берегу озера. Над озером летают утки. Стоит мужик и по этим уткам из ружья шмаляет. Мы от этого, собственно, и проснулись. Ну и нравы.

По карте до Шамони — рукой подать. Думали, делов не часик. Да не тут-то было. Дорога, которая до того дисциплинированно шла вдоль автобана, вдруг начала довольно резко забираться вверх. Серпантином взбираясь по горе, скоро совсем перестала быть похожей на автомобильную. Стала узкой и сильно наклонной. Народу — только мы, и мы все выше и выше.

В один момент повеяло чем-то до боли знакомым. И дело не в том, что деревушка, через которую проходит дорога, судя по табличке, побратим Красной Поляны, а в том, что в одном из дворов мы увидели старую, ржавую «Ниву». Кстати, встречали мы это чудо автопрома потом еще не раз.

Упарившись на подъеме не меньше, чем на Simplon Pass, к двум часам пополудни были в Chamonix. Город скроен из спортивных магазинов, сувенирных лавок, кабаков и отелей. Ну а что ему еще надо? А когда ветерок подразогнал облака и показал нам Монблан во всей красе, пейзаж стал законченным. Слов нет, описывать нет смысла, это надо видеть.

Витя выжал инфоцентр, как мокрую тельняшку, раздобыв все, что нам может пригодиться. И карту с обозначенным на ней единственным в это время открытым кемпингом, и расписание автобусов в Courmayeur, и кучу буклетиков и советов.

Покатавшись по городу, закупив провизии, добрались до кемпинга, где за 10 евро поставили палатку, помылись, а позже (за отдельную плату) еще и постирались.

Из кемпинга открывается упоительный вид — фон из заснеженных вершин, с шапками облаков на темечках. Импрессионизм — в жизнь.

Всего-то 44 километра, а устали и замерзли, будто Северный полюс покоряли. Спать! Завтра подъем ранний. В 0830 автобус через туннель в подножье Монблана отвезет нас обратно в Италию.

06.11.2009. Пятница.

Шамоняки и шамонячки ввели нас в заблуждение. В прямом смысле. Мы заблудились. И стоило так рано вставать, чтоб нас услали не на ту автостанцию? Вообщем автобус мы проторчали, следующий толоько  в 1600.

Станем убивать время. Поначалу мы было расстроились задержке, но по факту день оказался одним из самых ярких. И уж точно, незабываемых.

Горная железная дорога с третьим зубчатым рельсом посредине завезла нас на высоту 1913 метров, откуда нам показали роскошный вид на ледник Мер-де-Гляс и красавец Ле-Дрю. От верхней станции расходятся тропки, часть которых нехожены, видимо, давно, и снега там по колено. Но Витьку все равно. Попадая в горы, он теряет самоконтроль и ощущение реальности, становясь абсолютно невменяемым, и я, тихо матерясь, тащусь за ним куда-то вверх, вместо того, чтоб сидеть в кабачке, потягивая кофе, в ожидании рейса вниз. Для того чтоб вернуть человека в реальность и цивилизацию, едва не пришлось применить физическую силу. Иначе он бы взошел на Монблан и меня бы затащил.

А кофе с видом на гламурные красоты мы все-таки выпить успели. Спустившись в город, неторопясь добрались до, на сей раз, правильной автостанции и стали ждать наш транспорт.

Пока ждали, случилась интересная встреча. Веломаргинал. Настоящий бомж, не то что мы. Велосипед, загруженный до предела и явно собирающийся под этим пределом развалиться. Сам персонаж — грязное, патлатое чудовище в кожаных штанах, задающий вопросы, типа «Зачем вы сюда приперлись?», и сам же на них отвечающий в стиле «Правильно, чтобы быть свободными!».

При этом текст сопровождался смачными отрыжками и беспрестанными fuck-ами и shit-ами. А собирается мужик, ни много ни мало, на четырехтысячный перевал. Куда, закончив лекцию о свободолюбии, и удалился… Пешком. Видимо, так и не решился сесть на своего нездорового скрипящего коня.

В бусике два туриста, два велосипеда и водитель. Не сезон. Тоннель в Courmayeur прорыт под Альпами прямо у основания Монблана. Длина — что-то около 12 километров, и через минут 15 мы были уже на итальянской стороне хребта.

Дорога в сторону Aosta идет вниз, и очень быстро мы нашли симпатичное место для ночевки. Трасса над нами метрах в 15, её не видно, не слышно. Рядом шумит горная река, унося сознание куда-то на Кавказ, небо усеяно звездами, Монблан, как специально для нас нарисовали. Костра только не хватает. Ну, а в чем проблема? Да нет проблем. А сушинка есть. Это был не первый, но единственный настоящий костер за поход.

А 20 км мы сегодня все-таки наколесили.

07.11.2009. Суббота.

Мороз, однако. Правда, и солнце тоже. Чудесный, чудесный день. Очень мы стремились вернуться в Италию, но, выскочив вчера из туннеля, почувствовали, что наше приключение близится к финалу. Теперь мы едем назад. Но пока наслаждаемся. Благо, есть чем. Отличная дорога, снежные пики, замки. И вроде, остаться должна была только на картах  — эта делящяя пространство на страны линия, а сегодня уже все по-другому. Еще говорят, что границами людей не разделишь. Разделишь, разделишь!

Быстро докатили до Aosta, где Витю поглотил очередной продмаг. По итальянским ценам мы можем себе позволить поболее. И Витек вышел из маркета, как груженый бомбардировщик. Не похудею я в этом походе.

До Бергамо отсюда километров 250. Это, если по прямой. По кривой, конечно, больше, но все равно надо растянуть удовольствие на пять, оставшихся до самолета, дней. С другой стороны, проехаться хочется посущественней, а то пробеги в 40 -60 километров — курам на смех. В итоге накатали 88 км и остановились, отъехав от дороги метров на 100, прямо в чьем-то огороде, под грушами. Единственное, выждали пока начнет смеркаться, чтоб уж совсем по-наглому не выглядело.

08.11.2009. Воскресенье.

Погода решила помочь нам разобраться с избытком времени. После ночного дождя, мы по-сухому собрались и выдвинулись уже под дождем дневным.

Горы закончились внезапно. Будто их выключили. Лучше бы выключили этот неистощимый шланг наверху. Только ехали вверх-вниз, и вдруг — абсолютная равнина. Также быстро, как и ландшафт изменились и мы. Стали грязными, насквозь промокшими и сами себе противными. В несчастное зрелище непогода превращает тебя с одинаковой скоростью, что в непролазном сибирском лесу, что в центре Европы. В придорожной кафузне выпили чаю с бутербродами.

Мало того, что холодно и сыро, сегодня и посмотреть не на что. Вокруг пошли сплошь промзоны. Потому, проехав 78 км, к трем часам встали мы в районе  Varcelli на задворках заброшенной церкви, в месте крайне мрачном, сродни всему этому дню. Хотя, конечно, лучше, чем на работе.

09.11.2009. Понедельник.

Столько спать нельзя. Отоспали себе все, что можно, но, поняв, что так окончания дождя мы можем ждать долго, собрались и выдвинулись в сторону Новары. Дождик, тем временем, еще маленько покапал, но скоро мы с ним надоели друг другу и мирно разошлись в разные стороны.

Решать проблему лишнего времени нам помогает не только погода. Сама судьба снизошла до вопроса нашей занятости — три прокола за один день. Все у Вити. Два сзади, один спереди.

Novara красива, старинна, местами, даже антична. Недаром, сам Юлий Цезарь основал. Но пробыли мы в городе недолго. В парке встретили мужичка на велосипеде, разговорились, рассказали куда, откуда. Он говорит, что так как мы путешествовать боится, мол много «crazy people». Да, дядя, ты бы по России поездил, понял бы, что живешь в детском саду.

Поиск места ночевки неожиданно привел нас в какой-то национальный парк. Очень миленько, чистенько, тихо. Ставим палатку. Витя, пока разгоряченный, лезет купаться в канал. Спуск к воде неприятный, по камням, и едва не отвесный. Смотрю,человек идет с двумя собаками и в униформе. Вокруг таблички стоят, что стирать в канале, и вообще как-либо гадить тут категорически запрещено. А купание нас в водоеме для экологии куда поопасней стирки будет. Попали, думаю.

— Витек, похоже или егерь, или сторож идет. Спалились мы.

Витек, обдирая ноги в кровь, вспомнив все свои скалолазные навыки, выскочил на берег, секунд за десять полностью оделся… Очень обидно стало, когда ни собаки, ни хозяин, пройдя мимо, не обратили на нас ни малейшего внимания. Затылком чувствую, как напарник сверлит меня недобрым взглядом… Не, ну а если бы егерь ?

Скоро опустился туман, в котором за сто метров палатку было уже не видно. За день неторопясь прокрутили 46 км.

10.11.2009. Вторник.

Под утренним солнышком даже просушились. Проехав первые 200 метров, встали на очередной шиномонтаж. Витино заднее колесо просто разорвало. Камеру поменяли, покрышку зашили. Если так и дальше пойдет, мы еще и опоздаем. Покатили вперед. А впереди был Милан.

Даже природолюб и градонедолюб Виктор был немало впечатлен. Стадион Джузеппе Меацца, Замок Сфорца, Галерея, площадь делла Скала и, конечно, Миланский собор. Мы никуда не торопились, возможность почувствовать себя больше туристами, чем спортсменами у нас была. Хотя, о каком спорте речь с нашим пенсионерским темпом движения.

Въехали в Милан мы быстро, но истинный размер города оценили долго и нудно из него выезжая. Благодаря карте, указателям и одному очень общительному полицейскому, правильный курс на Бергамо мы все-таки нашли. Потратив световой день на разглядывание архитектурных излишеств, ночевку искали уже во тьме и , в итоге, довольно нагло поставили палатку на краю поля недалеко от велодорожки.

Сегодня — 69 км.

11.11.2009. Среда.

Плохо просушенная палатка с утра  покрылась тонкой ледяной броней. Лениво собираемся, лениво давим на педали. Смотреть особо не на что, одна сплошная промышленность и торговля. И только где-то далеко, в дымке, почти на горизонте пьяной синусоидой торчит

альпийская гряда. Сегодня мы не столько едем, сколько меняем место ночевки. Через 20 километров нашли приличную поляну в тылах какой-то деревеньки. Только два часа дня, но надо подготовиться к возвращению. Тем более, что и погода, похоже, извиняется за все причиненные нам неудобства. Сушимся под яркими лучами, и как будто не было изматывавющих дождей, пронизвающего ветра, примерзающих к голове ушей на спусках… К ужину было все высушено, вычищено, вытряхнуто. Завтра приедем в Бергамо, как люди.

Сегодня последний вечер » у костра «, последние походные макароны с сыром, последняя бутылочка Ламбруско… Завтра выбиралово, ераплан, и вся моя сущность отказывается верить, что следующий ужин будет уже дома на диване перед телевизором.

12.11.2009. Четверг.

Утром привычно были разбужены криком петухов, звоном колоколов и стрельбой. По кому они палят каждое утро, непонятно, но охота здесь — это что-то вроде утренней гимнастики.

Вот и Бергамо, круг замкнулся. Перепаковка, сдача багажа, взлет в звездное небо и посадка в балтийский туман. Первый шаг на землю — в лужу. Здравствуй, Родина! Я вернулся!

914 альпийских километров, три страны плещутся в море новых впечатлений. Новых и недопонятых. Я по-прежнему убежден, что истинный туристический драйв надо искать, скорее, на востоке. Но недораспробованный мною запад, где мы со своими непоихнему перегруженными рюкзаками и ночевками в придорожных кустах смотримся, к счастью, чужими, быть должен. Одной тайгою жив не будешь. Надоест.

Закрываю походный блокнот, выключаю диктофон. Надо выспаться. Завтра паром увезет меня в новые страны. Впереди Скандинавия. ЕвробоМжур продолжается !!!