Пеший поход

Крым 2005. Пеший поход.

Идею родил Витёк. Родил он её ещё на Кольском, в прошлом году, и всё это время идеей своей нас доставал. И, видимо, сам не ожидал, что мы согласимся на эту авантюру — пеше-горный поход с элементами скалолазания без воды и всяких там вёсел.
 -Почему бы и нет?- подумали мы и подписались.
                У нас с Абламоновым тоже идеи. Разные, всё больше хорошие. Вот только исполнение страдает. Мысль выглядела примерно так – средний возраст нашей группы что-то около 40 лет. Скоро ходить будет не с кем. Нужна молодёжь. И Серёга стал искать молодых да ранних. Нашел. Один юноша 18 лет, рвущийся в бой с горящими глазами, внушал доверие и даже с честью выдержал всю подготовительную программу, включавшую тренировки на стенке и зимние прогулки по Латвии. Обломал он нас, как и положено, когда и билеты, и пайка были уже куплены. Второй, приведённый Серёгой, молодой был уже не молод, зато, в отличие от первого имел походный опыт и мог свободно распоряжаться своим временем. Итак:
                Абламонов Серёга
                Антипин Витёк
                Абеев Булат
                И я – Куницын Кирилл  отбыли не пойми куда и неизвестно зачем.

18.04.2005 Понедельник
                На платформе рижского автовокзала людей, желающих нам счастливого пути, на редкость мало. Это, наверное потому, что мы не на воду едем. Мы так, погулять вышли.
                Путешествовать автобусом – то ещё удовольствие, но поезд Рига -Симферополь начинает курсировать только с июня. Успокаивали себя тем, что прошлогоднее купе до Питера было безусловно хуже.
                Автобус полупустой. Больше всего раздражает невозможность покурить. Развеселило распоряжение стюардессы – не снимать ботинок. Что ты, девочка, скажешь, когда мы обратно поедем…
                Опрокинув коньячку (что тоже категорически запрещено), приблизились к Латвийско-Белорусской границе. Это оказалось не больно. Беларусь-Украина тоже. Единственные пассажиры, вызвавшие повышенный интерес со стороны стражей границ – мы. Но “официальная” бумага и вежливый разговор избавили нас от проблем.
19.04.2005 Вторник
                В Киевемы около 10-и. Нас встретил Вадим – приятель Булата. В его BMW спокойно влезли и мы, и рюкзаки. Перебрались на железнодорожный вокзал, взяли билеты на Симферопольский поезд N 028. Он уходит в 2015. Оставили вещи в камере хранения и пошли гулять по городу.
                Обычно, приезжая в постсоветские города, я сразу становлюсь патриотом Латвии. Киев ни патриотизма, ни ностальгии по Родине не пробудил. Много зелени. Много улыбающихся, радушных людей. Прекрасная архитектура, памятники. Чисто. Приятно удивляют цены. Плюс отличная погода. Нам понравилось. Нагулялись до жжения в пятках.
                Вечером садимся в поезд, что сильно портит впечатления от города и возвращает к реальности неработающих сортиров, пьяных дембелей и проводников.  Хоть и развалили мы великую страну, железнодорожное хамство – та вещь, которая будет объединять нас ещё долго. Оно интернационально и неискореняемо.
20.04.2005 Среда
                Проснулся я около семи и заставил себя ещё часок поваляться. За бортом совсем весна. Но, выйдя на какой-то станции покурить, почувствовал насколько теплее было в Киеве.
                К 11-и мы в Симферополе. Довольно быстро удалось подзарядить аккумуляторы, купить хорошие туристические карты. За 80 гривен на моторе доехали до начала нашего маршрута. Водила ласково обозвал нас кэмэлами, рассказал, что пока турья не много.

Паломничество начнётся через неделю – полторы. Высадились мы недалеко от крепости Фуна – первой точки пути. Переоделись, пообедали и пошли. До крепости шли недолго, но хватило понять, что рюкзак по горам таскать – это тебе не веслом в носу ковыряться. Непосредственно к крепости не пошли – там ничего интересного. Её уже до нас развалили. Потрепались с хранителями. Они же хранители кафе. Наш путь – в Долину Привидений.

Место очень красивое. Скальные образования натыканы повсюду. Формы позволяют увидеть в них всё, что угодно в зависимости от степени испорченности смотрящего. Мы очень испорчены. Подъём при этом весьма крут и на окружающие природные изыски мы обращаем внимания всё меньше и меньше. Пот течёт ручьями. Чем выше, тем шикарнее вид на море. Алушта внизу как на ладони. После долины Привидений и траверса Южного Димерджи мы дошли до обещанного Витьком родника и около семи вечера встали лагерем. Только солнце ушло за горы — моментально стало холодно. Дрова нашли, так что сегодня костёр. Примусы пока не при делах. Вечером Витёк расчехлил гитару. Первый день похода позади.

Всё бы хорошо, но у нас сдохла камера. Перехвалил я её сегодня, похоже. Рассказывал какая техника хорошая. Сколько походов прошла и всё, как новая. А она не только работать отказалась, но ещё и плёнку сожрала. Как выяснилось в Риге, погибло всё, что мы наснимали до сих пор.

21.04.2005 Четверг

Следующая точка маршрута – водопад Джур-Джур. Поначалу шлось довольно сносно. После вчерашнего подъёма, сегодня идём без резких вверх-внизов. Тепло. Навстречу проехала стройной колонной группа велотуристов. Встретился снежник. Дорогу к водопаду Витёк вроде как знал. Но, прямо у тропы, на камне увидели мы нарисованную стрелку. Почему мы решили, что это указатель короткого пути, я не знаю.  Маневр успеха не имел. Очередной раз убедились в том, что самый короткий путь –

путь знакомый. Но уже ввязались. Грабово-буковый лес. Отсутствие тропы. Под ногами глина, щедро посыпанная сухими листьями. И всё время вниз. Периодически просто съезжали на пятой точке. И эпитеты, эпитеты, эпитеты. За день потеряли по высоте около километра. В процессе поимели небольшой брод. Вспомнили  старые травмы, водные походы… К Джур-Джуру пришли уюзанные в хлам.

Сам водопад безусловно красив. Витёк мужественно принял душ, едва не лишившись последнего здоровья.
                Витёк вообще крупный специалист по Крыму. Он тут не то пятый, не то шестой раз. Соответственно, авторитет непререкаемый. Говорит, что каждый раз всё по-новому. Вот и такую мощу на Джур-Джуре видит впервые. От водопада дотопали до селаГенеральское. В селе нашли бусик, доехали до побережья.
                Поставили на высоком берегу палатку, благо не сезон, и место нашлось. Совершили налёт на близлежащий магазин, где основательно затарились Коктебельскими и Массандровскими винами. Перед ужином искупались. Вода дюже холодная, но не могли же мы не искупаться в Чёрном море.
                Вечером, свесив ножки с обрыва, под винцо да под гитару, любовались морем, луной, звёздами…
22.04.2005 Пятница
                С утра, окунувшись, собрались и пошли искать машину. Процесс затянулся, но транспорт до Ялты мы нашли. Вечерняя дегустация Крымских вин даёт о себе знать. Особенно в машине. Вверх-вниз-вправо-влево… Мутит. Витька мутило потом даже от слова Массандра.

Приехали в Ялту. Нашли мастерскую по ремонту аппаратуры. Но мастер сказал – “Только в понедельник”, чем серьёзно нарушил наши планы. Что делать? Идти в Большой Каньон без камеры не хотелось. Попытка купить другую б/у за недорого тоже успехом не увенчалась. Похоже, берём трёхдневный тайм-аут.

Гостиницу нашли практически на набережной. 50 гр. в сутки за двухместный номер с душем и телеком. Вот так, ехали в поход, а оказались на курорте, как последние матрасники.  Гуляем по Ялте. Красота! Пальмы, пиво, девочки. Вот только люди смотрят на меня косо. После вчерашнего спуска я нормально могу идти только вверх. По горизонтали хуже, вниз – практически никак. Медленно и исключительно боком. Особенно приятно, что номер в гостинице у нас на 6-ом этаже старого дома с огромными пролётами и без лифта. Народ предлагает спускать меня дюльфером.
                Гуляли до темноты.
                Завтра мы остаёмся втроём. Обстоятельства вынуждают Булата покинуть нас и вернуться в Ригу.
23.04.2005 Суббота
                Нам предстоят два экскурсионных дня. Отдых в Крыму, вообщем. Взяли экскурсию в Мраморную пещеру, чтоб хоть как-то поддержать дух похода. Спелеология – так спелеология. Красиво, подземно, непривычно, ново.
               Описание разных объектов массового псевдотуристического поклонения я опущу. Не тому посвящено сие эссе.
24.04.2005 Воскресенье
                Как опущу и подробное описание посещения Воронцовского и Ливадийского дворцов. Хотя Воронцовский и, особенно, парк при нём произвели довольно приятное впечатление, пусть и не люблю я музеев. С гидом повезло. Рассказывал интересно.
25.04.2005 Понедельник
                Возвращаемся к нормальной жизни. Перепаковались. Пайка, закупленная на пятерых, в три рюкзака впихиваться не хочет. Солидную часть вещей сдали в камеру хранения на Ялтинском автовокзале. Еды взяли только на три дня. Забрали из ремонта камеру.

Ремонт камеры, отъезд Булата и зависание в цивилизации серьёзно подорвали наше финансовое положение. Считать приходиться каждую копейку. Торгуемся где только можно. Машину до Соколиного удалось разыскать за 100 гр. Дешевле не было бы даже на общественном транспорте. Водила повёз нас по умопомрачительному серпантину через Ай-Петри. На обочинах таблички: “Дорога закрыта”. Игнорируем.

Выгрузились, не доезжая Соколиного. Прямо у начала Большого Крымского Каньона.
                Сначала прогулялись в противоположную сторону к водопаду Серебряные струны. До него 900 метров. Грех не посетить. Под водопадом искупались, там же и пообедали. Пока мы кушали, прошли несколько групп. Что же здесь летом творится?
                Вернулись к началу Каньона. Вход платный. Пробирались огородами. Не из жадности – из экономии. Идём сначала по дороге. Потом по тропинке. А после Ванны молодости – по ландшафту. А он, надо сказать, насколько красив, настолько и скользок. От Ванны молодости отошли недалеко и встали на стоянку около 17-и часов. Дров насобирали только на тщедушный костерок.
26.04.2005 Вторник
                Распрямили, принявшие за ночь форму поверхности, тела. Витька колбасит от нетерпения. Он в своей стихии. Мы же с Серёгой прибываем в некоторой задумчивости. Горного опыта никакого, да ещё и местные, с кем мы общались, наговорили всяких гадостей.

В апреле там, говорят, опасно. Камни с верху сыпятся. Воды, говорят, в каньоне много. Нужно заметить, что камень был только один. Правда, совсем рядом. А вот воды, действительно, много.

Пошли. Хождение по узкой полочке с рюкзаком на непривычно приличной высоте уже вызывает массу пессимизма. А вскоре и полочки закончились. Началось собственно лазание. Перила – системы – страховка – дюльфер. Вверх – траверс – вниз. И так весь день. Витёк идёт первым, мы за ним. Иногда вперёд уходит Серёга. Меня держат в середине. Хотя с моей акрофобией лучше б я внизу поплавал. Но если вниз не смотреть и думать о хорошем (о пиве, например), то очень даже ничего. Пытаемся фото – видео снимать. Камера у меня, фотоаппарат у Серёги. Поэтому получилось, что в видеоверсии похода отсутствую я, а на фотографиях – все остальные.
             На обед спустились вниз на камушек. Как же приятно

стоять на твёрдой земле. Витёк стильно смотрится в скальниках, с рюкзаком и привязанной к рюкзаку гитарой. Постоянно цепляется грифом за ветки.

За день повесили около 10-и верёвок. Прошли всего метров 300 по стенке и ещё с километр пропрыгали понизу.
            Глянул вечером на колени. Они тотально синие, аж до подмышек.
            Самое интересное и сложное позади. Лагерем встали недалеко от выхода из каньона. По поводу маленького подвига Серёга выкатил фляжечку коньяка и баночку лососинки. Вновь удалось насобирать дров на небольшой костер.
27.04.2005 Среда
            Дочапали Большой Каньон. Мы с Серёгой честно пошли по колено в воде. Витя ещё какое-то время пытался ползти по стенам, мол  по воде — это не спортивно. Потом тоже забил, согласившись, что элемент водного туризма должен присутствовать.
            Погода сегодня, как и  два предыдущих дня, отличная. Выходим из каньона, снимаем с себя двух клещей и  начинаем подъём. Долгий и нудный. Наверху стали попадаться туристы и исчезать солнце. Похолодало. Вышли на яилу. Море внизу затянуто пеленой. Приготовили обед. На этот раз на примусе.
            Дальше спуск по Таракташской тропе. Идти крайне скользко. Дождь. На спуске я, как водится, торможу. Но до водопада Учан-су дошли. Мокрые насквозь.Тент, палатка, примус в тамбуре. И прекрасное настроение…

28.04.2005 Четверг
            С утра туман, потом опять дождь. Ялта слабо проглядывает сквозь облака внизу. Долго принимали решение по дальнейшим планам. Здесь, вроде как, делать нечего. Спускаться в Ялту и опять ночевать в гостинице – вообще безобразно. Надо ехать в Судак.
            Спустились под Учан-су. Если бы знали вчера, что ночуем в нескольких метрах от среза 100-метрового водопада, пристегнулись бы к дереву карабинами.
            От водопада уехали в Ялту. Забрав вещи из камеры хранения, поехали в Судак.
            Общественный транспорт из Ялты в Судак в это время по прямой не ходит. Не сезон. Добирались через Симферополь. Заняло это целый день. Приехали уже затемно и таксист сразу предложил отвезти нас на базу горноспасателей. На базу пустили и разрешили поставить палатку за 5 гривен с человека. Уже ночью пошли на пляж  —  помечтать под шум прибоя.
29.04.2005 Пятница
            Поход, как-то внезапно, опять закончился. Посмотрели Судакскую крепость. Сходили в Новый Свет, где купили дешевого разливного вина. Погуляли вдоль скалы Сокол. Спасатели водят на неё группы. Маршруты вплоть до 5 к.с.
            Вечер скоротали с альпендяями из Ивано-Франковска, распивая новосветское вино.
30.04.2005 Суббота
            Утром, распрощавшись со спасателями, поехали в Симферополь под проливным дождём. Целый день шлялись по городу. Вечером, в 2010 поезд на Киев.
            На вокзале понял, как мы были правы, приехав в Крым в апреле. Такого количества туристов в одно время и в одном месте я отродясь не видывал. Рюкзаками заставлено всё свободное пространство.
1-2.05.2005 Понедельник, вторник
         День в Киеве и автобус до Риги.
            Вернулись мы в синяках, без денег и без особых восторгов. Серёга не раз повторял потом, что мол хорошо, для разнообразия, но не цепляет.
            Витёк, похоже, наоборот, вернулся к корням и сейчас строит горные планы. Во всяком случае в июле на Чую-Катунь он с нами так и не поехал.
            Я был не особо доволен. Фактически в походных условиях мы были всего пять дней. Сегодня, спустя время, вспоминаю маршрут с удовольствием. Не с эмоционально-истерической радостью, а со спокойной теплотой. Именно такой и была наша маленькая компания, с которой всё равно куда идти.