Велопоход

— Два часа пешком.
— А на джипе?
-То же два.

Сама мысль о поездке в Непал, профильтрованная через голливудские блокбастеры, вызывала покалывание в кончиках еще не обмороженных пальцев и панический приступ гипоксии. Интерес к этой стране и раньше до мечты не дотягивал, а в наш просвещенный век, тем более, мечтами как-то зазорно увлекаться, особенно, когда сказка от были отделена лишь забором время-деньги, а в Деда Мороза перестают верить уже в детском саду.

Но время нашлось, деньги заработались, а сама идея осталась в наследство от нерадивости друзей. Не в первый раз, Витек, придумав достойную тему, спрыгнул с набравшего скорость паровоза. И стою я одинешенек с отпуском, маршрутом, настроем, но без напарника. Это я сейчас могу, хвост павлиний распушив, рассуждать о том, как можно было пройти этот маршрут соло, а тогда ехать в безызвестность одиночества я, прямо скажем, забздел. Поиск подельника стал самым злободневным вопросом. Но, собственно, выбирать особо не из чего. С чужими ездить я, если и не зарекся, то не сильно люблю, а со своими, кроме Болгарина, и говорить смысла не было.

На бумаге все, как обычно, гладенько так выходит. Боря Яхнис, что в Катмандубывает чаще, чем я у тещи на блинах активно запомогал (спасибо внеочередное и необъятное), усыпляя бдительность баснями про отзывчивость и участливость аборигенов, и предоставил в наше распоряжение свои многолетние контакты.
В сухом остатке имеем:

Едем вдвоем.

Маршрут: Annapurna Circuit

Средство передвижения – велосипеды.

Здесь, пожалуй, и кроется главная закавыка поездки. Я очень люблю велосипед. Почти, как Лев Толстой балалайку. Но уверяю вас определенно, если напарник на этом маршруте еще и может на что-то сгодиться, то мой верный двухколесный друг оказался совершенно лишним. Трек вокруг Аннапурны достойное, но стопроцентно пешеходное приключение. Что сделано, то сделано, но если вдруг второй раз – только ножками.
Логистика такова. Рига – Москва поездом. Москва – Доха – Катманду самолетом (Qatar Airways). Внутри страны – автобусы. Обратно – задом наперед.
И, пока не началось, еще одна маленькая ремарка. Полистал я мышкой предыдущие свои отчеты. Похоже на жидкие амбиции писателя-неудачника. Слишком много букв. Потому здесь текста будет мало, фотографий много. И восприятию милее и нужности поболее. Надеюсь, не будет похоже на претензии лузера-фотографа.

23.10.2016. Воскресенье.

Уже на старте первая затыка. Активная дама, на ответственном посту начальника поезда, категорически считает, что велосипеды, упакованные в коробки, груз негабаритный, в поезде им делать нечего, и на компромисс идти, похоже, не настроена. Уговоры, комплименты, угрозы, здравый смысл – все перепробовал – успеха не возымели. Вариант один – перепаковать велосипеды в мешки, а коробки сложить или выкинуть, что в общем, одно и тоже. После складывания, кроме как на помойке, применения им нет. Но, дело в том, что завтра нам в самолет, а по требованию Qatar Airwaysвелосипеды должно перевозить как раз исключительно в картонных коробках. Вот такая досадная несогласованность транспортных служб.

Напряжение стремительно нарастало по мере приближения ко времени отбытия и спало внезапно. Мы с хозяйкой поезда устали. Даже покурить захотелось. Я утер пот, она плюнула на перебор в 40 сантиметров “по трем измерениям”. Но пообещала, что все равно натянут: а — таможенники, б — ревизоры. Первым наши коробки оказались сильно по фигу, вторых даже не видели.
    Отбыли.

24.10.2016. Понедельник.

На Рижском вокзале падаем в объятья встречающих, грузимся в машину и едем гулять в парк Царицыно.
    Царицыно
В Домодедово были за 4 часа до самолета. Взвесились. У Юрки перевес в 6 кило. Перепаковываемся, оставляем часть говна в Москве и благополучно пересекаем точку невозврата – паспортный контроль.
    Скоро в небо
25.10.2016. Вторник.

Доха. Огромный полупустой аэропорт. Перекусили и, кто сидя, кто лежа попытались вздремнуть. Утром обнаружили, что для этой цели существуют специально оборудованные комнаты отдыха с нормальными лежаками

50 метров не дошли до комнаты отдыха.
У Qatar Airways привлекательные цены на билеты, за что приходится расплачиваться неудобными стыковками. Наш рейс в Катманду только в 1245.
    Аэропортовская “скорая помощь”.

Ну да — восток, гаремы.
Катманду.Контраст между воздушными портами одной из самых богатых и одной из самых бедных стран мира очевиден.
Оформление виз много времени не заняло, но час мы ждали багаж в толкотне и шуме. И что же такое надо было вытворять с нашими несчастными коробками? А ведь нам в них еще и обратно велосипеды везти.

Обещанное такси нас не встретило. За 10$ доехали до заказанного отеля, где нам почему-то обрадовались и даже открыли неработающий уже ресторан.

Добрались!
    Первый ужин в Непале.
Номер приличный, даже с балконом, где, после ужина уютно употребили пивка за приезд.

26.10.2016. Среда.

Вымотанные добираловом, спали крепко. Утро стало гимном непальскому раздолбайству. Невстретившее вчера такси было предупреждением. Сегодня сначала не явился человек, который должен сделать нам пермиты, потом на встречу забил договоренный гид. Ну Будда с ним, с гидом, а пропуска, кровь из носа, нужны сегодня. Рано утром у нас автобус. Пришлось вызванивать через Ригу, на что времени ушло немало, и, когда человек нарисовался и отвез нас в офис, где выдают TIMS и ACAP, стало понятно, что человек этот абсолютно лишнее звено между туристом и пермитом. Он брал со стойки бланки, подавал нам, мы заполняли, он отдавал.
Туристический район – Thamel.

Велорикши – не аттракцион, но средство передвижения.

Фотографировал толпу мотоциклистов, регулировщику почудилось, что его. Прибежал злиться. Служивых снимать нельзя.

Любой европейский электрик на этом столбе бы и повесился.

Катманду, как хотелось, посмотреть не получилось. Ни гида, ни времени уже. Ограничились площадью Дубар. Вход в комплекс 10$. С другой стороны можно войти бесплатно.
После землетрясения 2015 года все исторические здания “надежно” подперты палочками. Дворец живой богини Кумари.

На площади около 50 храмов, дворцов и памятников.
Резьба по дереву офигенна.
Голубей немеряно.
Давно тут сидим.
Продают голубиный корм,
красители,

фруктоовощи.

27.10.2016.Четверг.

В 600выехали из гостиницы, чтоб не зевнуть наш автобус. Нашли быстро, долго ждали отбытия. Часа полтора выбирались из Катманду. В Риге пробки? Что вы знаете о пробках!
Катманду нетуристический.

Turist Bus, в отличие от Local Bus, транспорт довольно пристойный.

Один из пит-стопов.

Backpacker.
В Думре не успели вывалиться из автобуса, сразу были под белы рученьки подхвачены местными биндюжниками. За 30$ (они хотели 40) зафрахтовали джип до Бесисахара, который доставил нас к порогу самого продвинутого тутошнего хотеля. Дубль обошелся в 16 баксов.
Наш Хилтон

…даже с бассейном.

Бесисахар– крупный поселок и точка начала трека вокруг Аннапурны. Магазины, сувениры, лоджи и первый check post , где надо отметить TIMS и ACAP.

28.10.2016. Пятница.

Не прошло и недели, а мы уже в седлах. По камням, песку, небольшим подъемам. Какими они были обманчивыми, первые километры пути.
Начало пути.

Первые мелкие поломки – отваливается лишнее.

О скорости передвижения на велосипедах. На этом check post мы встретили пешую семью из Томска, с которыми потом фотографировались на  Thorung La.

Папая созреет только к весне.

Welcome To The Jungle.

Марсъянди.

С голоду не помрем.

Удивление, восторг, тревога и другие эмоции треккеров при виде наших велосипедов.

Жарко.

Непальский циклинг.

Так бы и продолжалось весь день, где пехом, где на педалях, чуть вверх, чуть вниз. Но где-то дали маху. Оставив на противоположном берегу Марсъянди дорогу, мы вляпались в туристическую тропу. Поняли это сильно позже. Сначала было просто тяжело и все время пешком, потом стало еще хуже. “В водном походе на разведку по такой тропе шли бы со страховкой!” (Ю.Болгаринc).
Иногда пытались ехать.

Фауна.
Апофеозом стала фраза местного перед развилкой:
— This road is better for bicycles.
После которой, по законам жанра, начался полный беспредел. Велосипеды тащили на горбу по узкой тропке с осыпями, камнями и бродами. А ведь этот день должен был стать самым легким, разминочным.
Дело к вечеру, а мы продолжаем блуждать по джунглям. Долгожданный мост через речку где-то далеко внизу. Путь к нему – чуть не отвесно падающая тропка. Медленно сползаем, падаем, встаем, сползаем. Юра, поскользнувшись на камушке, оказывается придавленным собственным велосипедом и окончательно теряет остатки оптимизма. Из кустов ржут обезьяны. Спасение пришло в образе возвращавшихся из школы пацанов. Подрастающее поколение портеров с таким азартом принялось нам помогать, что скоро мы стояли на твердой земле.

Туго было бы без этой ватаги.

Sjange называется то место, где мы упали без сил в отеле “У водопада”.

Апартаменты снаружи

и изутри.

29.10.2016. Суббота.

Расстояние в Непале километрами не измеряется. Только неспешное течение времени тут имеет ценность. Из солидарности с местными традициями, мой велокомп глюкнул на второй день и отныне тоже показывал только время, причем рижское, что не очень удобно с учетом разницы в три часа пятнадцать минут.
Дорога хороша для пешеходов. Для джипов тоже ничего. Мотоциклы неплохо справляются, им педали не крутить.

Самый популярный транспорт.

Портер.

Туристическая тропа постоянно скачет с берега на берег, мы продолжаем двигаться по дороге.

Ехать получается далеко не всегда.

Много водопадов разного калибра.

Еще один…
…и снова.
Дорога.

После обеда добрались до Tal. Как и вчера, условия оплаты лоджа – питаетесь у нас, спите бесплатно. Юрка завалился нагуливать аппетит перед ужином, я пошлялся по окрестностям с фотоаппаратом.

Tal.
Собак много и все на удивление индифферентные. Никакой агрессии.
Химчистка для кармы.
Оранжевый везде.
Оранжевый везде 2.
Оранжевый возвращается.

За ужином попробовали Local Bear. Странная мутная субстанция. Я больше стаканчика не рискнул, Юра допил бутылку. Поедая мо-мо и глядя в карту поняли, что единственный шанс успеть, это не выдрючиваться и завтра брать портера.

Наш лодж в Tal.

30.10.2016.Воскресенье.

Практически все турье идет с носильщиками, а вот найти, оказалась, задача не простая. Начался какой-то портерский фестиваль, и оно неделю будут фестивалить.

По одному берегу дорога, по другому – тропа.
Стройными рядами к заветной цели движутся колоны туристов. Ура, товарищи!
Очередной пункт проверки пропусков.
Что я делаю тут?
Банда.
Чуть ли не единственный пьяный, виденный нами в Непале.

Портера мы наконец-то отыскали. Юноша 20 лет. Парниша оказался очень толковым. Сговорились на 25$ в день до перевала. Питается и живет он за свои. Мы отдали ему четыре велосумки, оставив только необходимый минимум – ремкомплект и что-то из одежды. Утром договаривались, где пересекаемся на обед и где ночуем.

Успеваем замолить грешки.
Даже при разгруженных велосипедах больше идем, чем едем.
Непальская брусчатка.

К четырем вечера добрались до Timang. Наш портер с вещами уже здесь. Он туристическими подвигами не озабочен. То на машине подбросится, то на мотоцикле, а на сам перевал одолжил у друга коня. Потому везде оказывался раньше нас, находил лодж поприличней и забивал место.

Лодж в Timang. Здесь еще есть и мобильная зона и WiFi.
Суровые красоты.
Вечером холодно. Высота Timang – 2750. Пока фотографировал  Манаслу, задубел.
Полна достоинства.

31.10.2016. Понедельник.

Носильщика нашего зовут Пракаш. Опыта у него немного, идет с наставником, который не просто портер, а гид, ведущий колумбийского туриста.

Иногда хочется просто стоять и смотреть, смотреть…
Hot Lemon, Masala Tea с корицей и молоком или просто черный чай – то, что поддержит в трудную минуту.
Улица в Chame
Сегодня педалирования и пешедрала 50/50. Это очень неплохо.
Странные скалы.

После обеда были в Pisang. Компания на вечер та же. Мы, Пракаш, гид и колумбиец. Перед ужином прошлись с Юркой по деревне.

Здесь живут люди.
Забавный пес. Добрый.
Опять грехи.
Pisang – 3250. Вечером натягиваем на себя почти всю одежду.

01.11.2016. Вторник.

Сегодня, возможно самый несложный день. Дорога без резких скачков и более-менее проезжаема. Погода отличная. Виды свелосипедасшибательные. Даже на мгновенье подумалось, что не зря велосипеды сюда приперли. Путь от Pisang до Manang занял три часа.

Виды за которыми сюда едут со всего мира.
Уклон дороги сегодня гуманный.
Аэродром в Humde.
Наш портер попуток не гнушается.
Великолепие.
Красотки.
Серьезные портеры из сопровождения серьезной группы.

В Manang нам уже заказан номер. Юра, как водится, завалился сиестить, а я пошел гулять.

Manang – 3500. Сюда можно доехать на машине, выше дороги нет, только тропы.

Наш “дом” в Manang.

Меню.

Аннапурна.

В Manang.

Туристов много. Здесь традиционно делают дневку на акклиматизацию перед перевалом.

Есть даже музей и кинотеатр.

На обед супчик с ячим мясом и соленый тибетский чай.

02.11.2016. Среда.

Акклиматизационный день. Проснулись около восьми утра. Из всех предложений, нарисованных на карте окрестностей, выбираем буддийский монастырь. Туда и потопали.

Ступа по пути наверх.

Погода замечательная.
Мантры.

Мананг глазами орла.

Praken Gompa — буддийский монастырь. Высота около 4100 м.

В монастыре бабуля нас отмолила, святым пресс-папье по головам поводила, ленточки на шеи повязала. Да, вот не мое это все – ленточку на второй день потерял. Ужинали с максимально возможным здесь размахом. Я взял ячий стейк (ну, так себе), а Юра, хоть и решили мы с трех тысяч от алкоголя отказаться (временно, конечно), в бутылку из под кока-колы втихаря налил вина. Сюрприз удался. Все-таки я нынче новорожденный. День рожденья прошел на высоте!

03.11.2016. Четверг.

Более 20 тысяч человек каждый год проходит этот маршрут. Откуда только людей не заносит. Не то Вавилон, не то Садом с Гоморрой. Чего дома не сидится? Ну, ладно молодежь, но такой винтаж песком тропинки посыпает, что и страшно, и завидно. С одной стороны бодрит. Ну уж если они, то уж мы… С другой, не хотелось бы, чтоб рядом с тобой кто-то начал в гипоксических судорогах корчится. А сегодня уже чувствуется. Останавливаемся чаще, отдыхаем дольше. На солнце тепло, но малейшая тень или ветерок, подмерзаешь сразу.

Прощай, Мананг.

Где-то наверху перевал. До него еще два дня.

Кафешка в Ghunsang. Хозяйка, француженка, очень рекомендовала горячий облепиховый компот, но так и не смогла объяснить, почему она называет его по-русски – Hot Oblepikha.

Ledar – 4200. Ту уже ни мобильников, ни интернета.

Guest House в Ledar снаружи…

…и внутри.

04.11.2016. Пятница.

Очень тяжелый день. До Base Camp еще более-менее, местами даже ехать получалось. Но четырехсотметровый набор от Base Camp до High Camp – суровый хренов поступок. Наш портер одолжил у знакомого коня и хотел забрать у нас вообще все, но мы объяснили, что зафигачить велосипеды наверх мы должны сами – это наш крест.

Подьем к Base Camp довольно плавный.

Местами можно ехать.

Base Camp – 4540.

Обед и отдых перед рывком.

Возможно, самый сложный участок на маршруте – 400 вертикальных метров до High Camp.

Делаем вид, что у нас все отлично.
High Camp – 4850. Самая высокая ночевка.

Спим во всей одежде.

05.11.2016. Суббота.

Дополнительные одеяла, которые мы попросили, убоявшись ночного холода, не понадобились. Они такие тяжелые, что не столько греют, сколько придавливают. Да и температура была, похоже, не особо экстремальная. Одежды, одного одеяла, даже без спальников, хватило. Да и спали, вопреки ожиданиям, вполне нормально. Еще с вечера заказали завтрак. Очень быстро и удобно. В 0330 встали, в 0400 уже поевши, вышли. Может дома в одежде спать?
 В ночи цепочка фонариков уходит куда-то верх. Забавно. Но налобники были нужны недолго. Скоро рассвело. Воздуха не хватает, остановки частые, но технически вчера было куда как труднее.

Рассвет.

Люди рвутся к цели.

В какой-то момент Юрке совсем сплохело, захотел помереть, чуть было не реализовал свои намерения, но в этот момент мы доковыляли до последнего перед Thorung La чайного домика. Чашка горячего чая вернула силы в немощное тело, а бойкая семидесятилетняя немецкая бабушка веру в опустошенную душу.

Когда действительно хреново.

Чайный домик – вот он, истинный храм и надежда потерявших веру.

А ведь мы сделали это! Thorung La – 5416!

Меньше трех часов потребовал подъем к апогею нашего путешествия. Радость (сдержанная), фотосессия, прощание с портером. Теперь резво скатимся вниз. Так думали мы. Я бодро впрыгнул в седло и проехал метров 100. Остальной спуск мы тащили на себе теперь уже груженые велосипеды. Сыпуха, резкий уклон, судороги в руках от постоянно зажатых тормозов. Колодки стерли в ноль, ноги, если не поломали, то, точно, погнули. В первой на спуске кафузне в Charabu, за облепиховым соком, планы ехать сегодня дальше Muktinath отбросили, как несостоятельные.

В любой непонятной ситуации ложись спать.

Нанокипятильник.

Внизу Muktinath.

Наш лодж.

Какой-то местный прздник.

Люди идут к храмовому комплексу. Но нам на сегодня впечатлений достаточно.

Знаменитый Hotel Bob Marli. Кстати, а чем он знаменит?

06.11.2016. Воскресенье.

Что и последние два дня  не станут попсовым отдыхом во власти гравитации, стало ясно, когда Юра, желая показать какой он крутой райдер, завязал узлом задний переключатель, словив на полном ходу бульник. Попытка развязать разумеется привела к поломке петуха. На втором часу ремонта наш супермеханник понял, что это не чинится и мы быстро сварганили сингласпид.

Дорога за Muktinath.

Мастер за работой.

Пустыня.

Не успели справится с проблемой технической, как свалилась климатическая. По руслу Кали-Гандаки врубили ветер, останавливающий даже на спусках.

Русло  Kali Gandaki. Местами едем прямо по воде.

Ветра на фотографиях не видно, но он, как суслик, существует.

Вдоль реки.

В Jomsom появились банкоматы. С третьей попытки удалось снять наличку. Прибыли в Marpha. Симпатичная деревенька, славящаяся яблочными садами, пирогами, сидром и крашенными в белый цвет домиками. Вселились в лодж. Уже и номер поприличней, и душ при нем, а не на этаже.

Улочки Marpha.

Наш отель.

На крышах сушат дрова…

…кукурузу…

…яблоки.

07.11.2016. Понедельник.

Утром встали рано, чтоб успеть посмотреть монастырь Гуру Пандита Ананд.

На улице жгут можжевельник.

Лестница монастыря.

С утра, кроме нас, никого.

Молитвенные барабаны для маленьких косячков…

… и серьезных косорезов. Этот привезен из Тибета.

Дорога своего качества не поменяла, но, безусловно, скатываться вниз быстрее и приятней, чем батрачить в гору. Хотя иногда кажется, что все тут движется с одинаковой скоростью, независимо от мощности движков и количества колес.

Дорога в Tatopani.

До школы километров пять.

Проехали через пояс хвойных деревьев…

… и к вечеру вернулись в джунгли.

Nilgiri

Теплеет с каждым километром.

В Бесисахаре начали маршрут купанием в бассейне, в Татопани закончили термальными источниками. Заслуженное блаженство. После омовения и пива пошли ужинать в кабачек.
Пара слов об отеле. Зовется он “Annapurna”, находится на самом въезде в Татопани. Номер – так себе, заплатили за него 500 рупий. А когда вернулись с ужина хозяйка устроила скандал – вы у нас не харчевались, платите за номер 1500 непальских рублей!!! Здравствуй, цивилизация! Давненько тебя не было.

08.11.2016. Вторник.

С активной частью справились, дальше культпросвет. Сначала Local Bus до Beni. 27 километров ехали три часа. Гироскоп сломался на пятнадцатой минуте поездки, чувство юмора отказало на двадцатой. Утренняя яичница настоятельно рвалась наружу. Пару раз долетал головой до потолка. Дальше – маршрутка до Pokhara.

В Pokharaбыли вечером.

Другой мир. Курорт, магазины, отели на любой вкус и кошелек.

На закате.

09.11.2016. Среда.

Сегодня перебрасываемся в Национальный парк Chitwan. Билеты на автобус заказали еще вчера, через офис компанииRainbow Safari. С этой конторой Боря Яхнис сотрудничает не первый год, и отнеслись к нам особо.

Автобус (маленький синий) с автостанции в Покхаре выехал не в обещанные 8 утра, а много позже и ехал не 4, а 5 часов.

Ожидавший нас в Chitwan джип отвез нас на базу.

Наше бунгало в “Rainbow Safari”. Нас встретили вопросом “Вы от Бориса?” и подносом с холодным «Спрайтом” под удивленные взгляды приехавших с нами туристов.

Чувство, что после тяжелого маршрута, мы попали в рай.

В этот вечер нам устроили пешую прогулку по джунглям…

… в компании немцев и испанцев.

Закат над джунглями.

Вечер закончили отличным ужином при свечах под пальмами. Завтра насыщенная программа.

10.11.2016. Четверг.

Утро туманное.

Слонобаза.

Полуторочасовая прогулка на слоне.

Павлины.

Джунгли.

Носороги. Повезло, не каждый день увидишь.

Далекие предки.

Брод.

Олени.

Наше такси.

Второй пункт программы – каноинг.

Главное – не выпасть за борт.

Такие крокодилы людей не едят…

…а такие – с удовольствием.

Слоненок.

В лес на прогулку.

После обеда – джип сафари.

Очень авторитетный мужчина.

Обезьянки.

Болото.

Варан. Еще разглядеть надо.

Крылышками бяк-бяк-бяк.

Крокодиловая ферма.

Лианы.

11.11.2016. Пятница.

В 8 утра нас посадили в автобус на Катманду. Обещали, что доедем за шесть часов, но в Fuji Hotel были к вечером. Велокоробки мятые, рваные, нас дождались. Их реновации остаток дня и посвятили.

12 – 15.11.2016.

Катманду – Доха – девятнадцатичасовое ожидание рейса – Домодедово – Переделкино – Рижский вокзал – Рига.

Осадочек странный. Можно в нем, мутном, покопаться, да кому она, истина, нужна. Ожидаемого от Непала сдвига парадигмы не произошло. Было уже так однажды. Маршрут классный, места фантастические, да чего-то не хватило. А, может, лишнее было? Надо бы попробовать одному и без велосипеда.