Велопоход

Балтика 2010

Ты только посмотри
                                                 — Ты только посмотри, что творят !
                                                   Дома у нас вечером солнце в море садиться,
                                                   а у них тут оно из этого моря по
                                                   утрам встает !
                                                    — Бардак !!!

Прошлогодний альпийский вояж оставил в памяти философский раздрай. Помню, что увидел не то, что ожидал, но осталась слабая надежда на разочарование. Надо опять в Европу ехать. А Европа она, спасибо географии , большая, да и не воспользоваться преимуществом жития на балтике, глупо.
    Паром из Риги до немецкого города Травемунде то ходит, то не ходит, то не из Риги, то не  в Травемунде, но в этом году алчные судовладельцы с жадными стивидорами договорились,  и так удачно это сделали, что маршрут у нас вырисовывается очень логичный и, возможно, интересный. Мы плывем до Германии, движемся берегом моря через Данию и дальше по Швеции аж до городу Стокгольму. Оттуда до Риги — снова паром. То есть поход начинается и заканчивается у подъезда.
    Нас двое:

и на все, про все у нас 17 дней.
    Подготовка к цивильному маршруту расхолаживает. Ну, где скрупулезная экономия на граммах, тщательный подбор трусов, откладывание в отдельный конвертик денег на взятки ментам, добывание непонятных разрешений в абстрактные погранзоны? Билет в зубы, кредитку в карман и поехали. Даже визы не нужны.

16 мая 2010 года. Воскресенье.
    В два часа ночи жена привезла меня  на место встречи с Денисом в рижском порту. Он был уже на месте ( в смысле Денис, а не порт), приехав сюда самоходом. Вот у него точно маршрут — от подъезда. Группа воссоединилась. Чуть позже приехал Юра Болгарин с вином. Вот и все провожающие. А обещались то… Ладно, всплывет.

Водители фур, стоящие с нами в очереди, с бумагооформлением справились куда быстрее двух велосипедистов. В одном списке мы нашлись, в другом потерялись. Бюрократические несуразицы тянулись долго, под комментарии безрезультатно тыкающего в клавиатуру мальчика в окошке. Но скоро даже ему, не очень сообразительному, стал очевиден грядущий скандал, и мы оказались на борту, правда без каютного места. Эти мелочи решал специально обученный человек уже на судне и, в итоге, место четырехкоечной каюты без окон, без дверей, ниже ватерлинии с парой пьяных дальнобойщиков ( а «Amber Baltic« как  раз на дальнобой заточен), поимели мы шикарные двухместные апартаменты на верхней палубе с душем и морем в иллюминаторе.

Предвкушение круиза помогало бороться со сном и дождаться отплытия. И, лишь побродив по палубе, помахав сквозь плотный туман устью Двины, мы отправились спать. Денис, как водится уснул раньше, чем лег, я же еще долго не мог отключиться от мыслей о грядущем.

К полудню я его распинал, мы содержательно позавтракали домашними запасами и пошли шляться по кораблю. Еще при посадке познакомились с двумя московскими байкерами. Они на Харлеях едут в Грецию на байкерский слет. Общение с ними особо увлекает Дениса, получившего два дня назад права на мотоцикл.

В этих занимательных беседах, питие чая и пива, смотрении кина про море мы день и скоротали. Хоть и живем мы всю жизнь на побережье, но ни Денис, ни я в море дальше буйков не заплывали, и потому дрыхнуть вечером завалились напитанные соленым ветром и новыми представлениями о бескрайнем.
17 мая 2010 года. Понедельник.
    Ну, похоже, выспался. Растормошив Дениса, позавтракали в каюте и догнались кофейком в баре. Морское путешествие заканчивается, прекрасной солнечной погодой нас манит путь. Да так, что даже первое же препятствие задора не убавило. А препятствие это явилось нам при съезде с аппарели в виде бескомпромиссного сотрудника порта, который лаконичным немецким рукомаханием объяснил, что без ярких жилетиков по территории он нам передвигаться не позволит. Вот зануда! Решение проблемы явилось само. На машине. Еще на

корабле к нам (скорее даже к байкерам) подсел мужичек пообщаться про мотоциклы, туризм и просто за жизнь. Вот он около нас, озабоченных, и остановился. Значимым оказался человеком. Во-первых доперевел, чего от нас хотят, потом позвонил на паром, договорился о жилетиках, Денис за ними сбегал, и только тогда нам разрешили дальше двигаться. Добрый фей сопроводил нас до выезда из порта, где мы ему жилетики отдали и благодарственно расшаркавшись, простились.

Прямая дорога в Киль встретила нас знаком перекрещенного велосипедика, потому пришлось искать альтернативу. Чуть поблуждав, мы выехали на чудную велодорожку вдоль моря.
    Травемюнде, как и дальнейшие, идущие практически нон-стопом прибрежные городки — это такая нескончаемая Юрмала в немецком ее понимании. Застройка плотная, пляжи оборудованные, чистенько. Хорошо, что не сезон и народу мало, ехать не мешают, под ногами не путаются. Так до обеда и добрались. Перекусывая на лавочке под ленивое шуршание волн, постановили по возможности закупаться в маркетах, а то поели колбаски с соком, а заплатили, как за лобстеры с вином.

После обеда дорожка вдруг от побережья ушла и повела нас по полям, густо засеянным рапсом и ветрогенераторами. Велодорожки — это отдельная история. Они не всегда логичны, (вернее наше с ними мнение о логике не всегда совпадает), они не всегда идеального качества (пару ям я все-таки видел), они не везде понятно маркированы (ну, не по-русски), но в течение всего маршрута мы фактически с дорожек этих не съезжали.

В городе Эутин закупились провизией. Стоим на перекрестке с раскрытой картой и затруднением на лице. С противоположной стороны улицы за этим занятием нас замечает бабушка, божий одуванчик, Гитлера видела. Слезает со старого ржавого велосипеда — ровесника, терпеливо ждет светофора, переходит дорогу, подкатывает к нам и давай объяснять, как нам ехать, руша  жестикуляцией языковой барьер и наше суверенное представление об ихнейчванливости и меркантильности. Ну что, опять плакало мое разочарование?

Были еще сегодня города Плен с умыванием в фонтане, Preetz (не знаю как это произносится) и, уже совсем вечером, мы въехали в Киль. На вдумчивое рассматривание города не было ни сил, ни времени и мы ограничились коротким пит-стопом на ратушной площади. Переехав по высоченному мосту ( под ним торговые суда проходят не нагибаясь), спустились мы к реке, через которую мост этот собственно и перекинут. Нашли полянку на берегу, не супер, но бывало и хуже. Легитимность нашего нахождения вызывает вопросы — заборы какие-то стоят, таблички, но так не понимаем же мы по-вашему ни хрена. В надежде на то самое авось, уставшие ( 108 км намотали) и довольные ставим палатку и готовим ужин. Риса с мясом мы поели. А вот с чайком облом случился. Не река это! Залив. Вода соленая. Так спать и пошли, солоно похлебавши.

18 мая 2010 года. Вторник.
    Гастрономическое разочарование продолжилось утром. Мало того, что вода соленая, еще и молоко ряженкой оказалось. А так хотелось кашки на завтрак.
    С утра мимо нашей палатки побежала Германия. Побежала, заездила на велосипедах, зашуршала роликами, вышла на утреннюю гимнастику. По реке маршируют сухогрузы…

Позавтракав ряженкой (блин!), собрались, поехали, и только сейчас поняли, что не за Килеммы ночевали, а в самой, что не на есть его середине. Город еще долго не заканчивался. Не торопясь чешем по велодорожке. Напротив магазина ретро-автомобилей остановились попить, размяться, переодеться, на старые машины попялиться. Попялились! Через километра два от этого места слышу сзади крик раненой волчицы:

—  Стой!
—  Что случилось?
—  Я там рюкзак оставил!

Денис на раритетную технику варежку раззявил и свой заплечный рюкзачек на обочине забыл. А в нем деньги, документы… Эти пару километров назад были самыми быстрыми за маршрут. К счастью, рюкзачок спокойно дожидался нас на травке.
    Дабы снять стресс и скомпенсировать скромный завтрак,  в кафешке выпили кофе с пирогом и бутербродом.

Немного начинает задалбывать не очень сильный, но исключительно в морду дующий ветерок. Сильно не разгонишься, но вот уже проскочили городки AltenholtzOsdorf и добрались до Eckernforde, где на берегу упали отдохнуть, разглядывая бухту, корабли и лебедей.

Опять несколько раз подверглись испытанию массовой отзывчивостью. Карту не достать, сразу все на выручку ломятся. Правда, по сравнению с Италией, здесь отказ от  помощи не воспринимают, как личное оскорбление. Ну, или вида не подают.
    В симпатичном Шлезвиге очередной улыбчивый бюргер указал правильный выезд из города, и мы покатили по лесам, полям, мимо деревенек, озер и рек. Похоже, со стоянкой проблем не будет. Периодически попадаются памятники погибшим в разнообразных Прусско – Датских разборках.
    Немного не доехав до Фленсбурга, у городка Oeversee свернули к намеченному по карте озеру. Оно небольшое, минут за 15 объехали его вокруг. Один берег застроен рыбацкими домиками, другой – довольно прогулочный, с дорожками и даже обзорной площадкой. Тормознули гуляющего дядю.
—  Приватное?
—  Вроде, нет.

Ну и встали. Место шикарное. Гладкая полянка, ветер стих, легкая рябь на воде. Утки плавают с только что вылупившимися утятами. Весна, все твари с выводками, и мы за поездку неоднократно умилялись на всяческих утят, гусят, ягнят, телят и свинят.
    Перед ужином искупался. Лучше это делать в сумерках. Вид голого мужика по пояс в воде с мылом в руках может губительно отразиться на незакаленной европейской психике.
    Итог дня – 92 км. По графику опережаем, а по карте отстаем.
19 мая 2010 года. Среда.

Часов в шесть утра пошел дождь. Шел, пока мы просыпались, пока собирались, пока завтракали шел. А когда поехали – ушел. Нам, вообще, с погодой подфартило несказанно. Вроде, Балтика – лей, себе, да лей. И Среднюю Европу подтопило по весне не по-детски, Польшу с Чехией чуть не смыло, а у нас за всю дорогу этим утром был чуть не единственный дождь.

Быстро доехали до Фленсбурга. Покатались по красивому городу и, хотя, всего, что планировали увидеть, не нашли, но через Северные ворота – символ города, торжественно проехались, архитектурой впечатлились и с французом  — велоодиночкой познакомились. Он из Гренобля до Норд-Капа едет.

От границы города до границы датской – 500 метров. Там и пообедали.

И началась Дания. Как-то сразу все изменилось. Чистенько все, причесано, как в воинской части перед приездом генерала. В Германии тоже не нагажено было, но здесь так просто – аптека. Домики аккуратненькие, скромные и, непременно, кирпичные. Дания так и осталась в памяти страной красного кирпича. Неизменными остались липко-сладковатый запах рапсовых полей и велодорожка.
    Что неожиданно удивило, так это достаточно холмистый ландшафт. Подъемы плавные, почти незаметные, и только свистя

несколько километров вниз, не крутя педали, понимаешь, чего это мы так упарились. И погода сегодня под стать дороге. То солнце печет, аж дым из ушей, то затянет и пугает дождем.

Aabenraa, Hoptrup, Haderslev. Ехать удобно, каждые пять – десять километров информационные щиты с картами. Ну, вот уже и вечер. Придорожное кафе с памятным знаком, что это кафе с 1964 года кафе. За ним – парк с качелями, столиком, идеально подстриженной травкой. Пару минут переговоров с официантками, и нам разрешают поставить палатку в этом чудненьком месте. Проехали 87 км. Неторопливо ужинаем и валимся спать.
20 мая 2010 года. Четверг.
    Спалось, как на перине. Собравшись утром, как и обещали официанткам, зашли выпить кофе. Кофе так себе, зато аккумуляторы подзарядили.

Несмотря на приличный вмордувинд, быстро доехали до Колдинга. Очень симпатичный, весь из себя с XII века исторический город. Узенькие улочки, замок Кольдингхюс…  Не заметив таблички Walking Area, едем по прогулочной улице. Подбегает охранник и вежливо, но жестко заставляет спешиться.

Закупив провизии в небольшом маркете, еще раз убедились в том, что Дания страна дюже дорогая. А еще это страна непуганых фазанов. И бессовестных зайцев.
    Видеоряд сегодня не балует разнообразием. Весь день продолжаются плавные спуски – подъемы. К вечеру добрались до Odense. Имея запас времени, может и стоило бы подольше покататься по святилищу Одина, хотя начинаем ловить себя на внезапных приступах дежавю. Уж очень они похожи друг на друга, все эти города да веси. Ограничившись беглым осмотром, задумались о ночлеге. А встать-то и негде. Засеянные (конечно рапсом) поля подходят вплотную к дороге, заборы, дома, воды нет. В кафешке наполнили бутылки и по-партизански нырнули в высаженный ельник. До дороги метров сто. Столько же до хозяйского, видимо, дома. Шепотом ставим палатку, разговариваем на цыпочках. Застукают – будут нам ананасы в шампанском.
    Пробег дня – 106 км.
21 мая 2010 года. Пятница.

По утру, так и незамеченные хозяином лесопосадки, мы свинтили в направлении города Nyborg. Он запомнился пушками и железнодорожной станцией. Нам предстоит проехать по самому длинному в Европе железнодорожному мосту с острова Фюн на остров Зеландия через пролив Большой Бельт. Не совсем это мост, конечно. Грандиозная транспортная конструкция, где слились в инженерном экстазе и мост, и тоннель.

Пока ехали, а это минут 20, докопались школьники – что? кто? куда? откуда? Поняв, что мы ни бельмеса по-датски, тут же перешли на перфектный английский.
    Прибыли в Korsor. Тоже ничевошный город. Как все. В нем, как практически во всех городах, что мы проезжали, на периферии целые кварталы арабов и негров. Простите, — чернокожих. Ах, да – афроамериканцев. При чем здесь американцы? Евроинтеграция!

Жарко. Солнце жарит нещадно, ветра нет. Только вечером поймем, как мы обгорели. До рук не дотронуться, уши – как вареники. Еще штрих датского бытия – сегодня к кирпичу, рапсу и фазанам добавилось нешуточное количество ретро-автомобилей на дорогах. Глаз это безусловно радует. Мы им ручками машем, они нам бибикают, какое ни есть, общение. Хотя общение тоже разное бывает, и произошел у нас сегодня неприятный инцидент.

Кручу педали, сзади, аки тать в нощи, подбирается ко мне машина. Резкий визг тормозов и мерзкий гогот подвыпивших тинейджеров. Эти уроды думали, я с велосипеда свалюсь. Уехали, попытались еще раз подкрасться, но демонстративно поднятый с обочины булыжник их пыл остудил, а имитация фотографирования номера машины заставила их дематериализоваться.

Отношения к стране это не улучшило, хотя в остальном день был хорош. Мы проехали насквозь весь остров и через Koge взяли курс на Копенгаген. Но снова негде припарковаться. Все плотненько застроено. Дома  на берегу полощат фундаменты в море, по пляжу толпами шляется человечество. Воды набрали на заправке и продолжили поиск. Как, в итоге, сказал Денис:

— Если нас отсюда не турнут, это будет лучшая наша стоянка.

Ровная поляна, дюны, сосны, тишина. Как завечерело, народ  гуляющий сразу испарился. Искупались, приготовили ужин и закончили день неспешным чаем, сигарой и созерцанием близких уже огней Копенгагена.
    Пробег – 117 км.
22 мая 2010 года. Суббота.
    Встав вместе с Солнцем, покатили в Копенгаген.
    Дания  — страна красного кирпича, а Копенгаген, соответственно, его – кирпича – столица.

Город большой, шумный, тесный, веселый и даже какой-то слегка обкуренный. Если, вообще, Дания произвела впечатление довольно индифферентной страны, то ее сердце бъется в своем ритме. Кучи туристов, толпотня, отовсюду грохочет музыка, столики несчетных кафешек буквально висят над каналами и велосипеды, велосипеды… А вечером еще какой-то карнавал намечается.

Город понравился, но утомил. В Христьяниюмы уже не успевали, русалочку не нашли, и, только дома я позже узнал, что она на очередной реставрации.
    На вокзале покупаем билеты, смотрим – человек стоит. Явный велосипедист. В велокомбинезоне, с велобаулами, но без велосипеда. Оказалось – немец, ехал из Мюнхена в Норд-Кап (медом им там что-ли намазано). За три месяца доехал, а обратно столбику приковал.
    Эресунсскиймост – еще один гимн гигантомании. Едешь в поезде по мосту, а вокруг со всех сторон вода. Восемь километров то над морем, то под ним. Со стороны Копенгагена дорога идет в тоннеле, чтоб самолетам на посадку заходить не мешать.

Но вот уже и Мальмо. Мы в Швеции! Первое же наблюдение – заяц, жующий травку у Макдональдса. Первая покупка – крем от солнечных ожогов. Цены в маркетах – чуть не в половину от датских. Непонятно долго искали выезд из Мальмо в нужную нам сторону, когда нашли, быстро долетели до Лунда.

Очень любезный шведский абориген объяснил нам , что по закону мы можем встать на одну ночь в любом понравившемся нам месте. Что, правда, на деле не реализовалось. Встать пришлось в месте категорически нам непонравившемся, в замусоренном внутреннем дворе разрушенной усадьбы. Но в 9 вечера тратить силы на поиск чего-то другого уже не хотелось. Пробег – 86 км.
23 мая 2010 года. Воскресенье.
    Шведские велодорожки, в отличие от датских, имеют несколько иное предназначение. Они не просто дублируют магистрали, спасая твою жизнь и нервы водителей. Они, как самостоятельный туристический объект, водят тебя зигзагами по наиболее приятным местам. Так весь день и пилим, то приближаясь к бану, то удаляясь в замечательные северные пасторали. В итоге, накрутив 93 км, не доехали даже до Кристианстада.

Зато наше невекторное движение позволяет понаблюдать  жизнь шведской провинции. А живут тут интересно. Видно, что не бедно, но до удивления скромно. Стоят домики, аккуратненькие, небольшие, садики ухоженные. Все почти поголовно заняты воскресной забавой – или подстригают идеально подстриженные лужайки, или надраивают абсолютно чистые машины. Не видать никакого социального расслоения. Все одинаковое. И улыбки, и вольвы, и темно-красный цвет домов. Будто для шведов специальную заповедь дописали – не выдрючивайся.

День закончили рано – в пол-седьмого. Подъезжаем к кемпингу. Похоже, закрыт. Бабушка с дедушкой по территории фланируют.
— Закрыто?
— Да, но палатку поставить можно.
— А вода?
— Да, есть душ, вода горячая.
— А электричество?
— Вон там розетки.

Закрыт? Ну, если платить не надо, значит, наверно, закрыт… Подзарядились, помылись и даже постирались.
    Вечером позвонил домой, сегодня финал ЧМ по хоккею. Лучше бы не звонил.
24 мая 2010 года. Понедельник.
    Судя по городскому шуму вокруг, до Кристианстадамы вчера все-таки доехали. Катались по городу. Миленько. Домики, пушечки, бастиончик, музей непонятного творчества под открытым небом с памятником, простите, дерьму.

Опять дорожка нас путает. Снова набираем километраж без видимого продвижения к цели. Хотя, где она — цель?

Попытавшись велодорожку обмануть, съехали на Е22. Пожалели об этом сразу. Первая же фура сдула с обоих беспечных голов кепки и чуть под себя не засосала. Ладно, по полям, так по полям. Сегодня и так день больно травматичный. Сначала Денис, снимая на ходу, резко нажал на тормоз левой, естественно, рукой – в правой камера была. Я было подумал, что он больше не мужчина, когда тот со всей дури шандарахнулся достоинством о вынос руля, но в катаклизме пострадал только руль. Потом я раззявился на гремящий в небе истребитель и спикировал в кусты.

Свернули в сторону посмотреть Trolle Ljungby. Небольшой, я бы сказал, карманный замок с чудным парком. Увы, внутрь пускают только по средам и субботам.

После полудня началась совсем Карелия. Речки с порогами, скальные выходы, холмы на спуске с одного из которых разогнало нас до 49,5 км/час. Вечером, проехав 94 кэмэ, свернули на проселок и нашли приличное место в сосновом лесу. Только костра не хватает. Даже выпить есть. Купил бутылочку ненормально дорогой местной водки на пробу. Ну и гадость! Как ее только викинги пьют?
25 мая 2010 года.Вторник.
    Погода сегодня подкачала. Дождик не то, чтобы льет, но периодически смачивает. Доехали до Ronneby. Рядом авиобаза и над головой, пугая птиц и велосипедистов носятся  Gripen.
    Обратили внимание, что в каждом, самом захолустном городке есть библиотека, редко пустующее футбольное поле и, что-то вроде центра народного творчества.

По моему разумению, мы катастрофически отстаем от графика и, хотя Денис и считает, что у меня обострилась паранойя, Карлскроной пришлось пожертвовать. Мы объехали ее по периферии, в сам город не заезжая.

Да и вообще день сегодня бестолковый. Вроде ехали – ехали, устали, подмокли, а на компе всего 80 верст. Но, хоть вечер удался. Встали на берегу по северному красивого озера, где у воды стоит столик, стульчики и даже горшок с цветами. Под ужин со второй попытки не удалось допить жуткую шведскую водяру.
26 мая 2010 года.Среда.
    — Да не за рекордом мы гонимся, а за паромом! У нас шесть дней осталось, а до Стокгольма этого еще как до Китая на четвереньках!
    — Зануда! Поехали, ладно.
    И хорошо же ехали пока, канцелярская скрепка, пробившая мое колесо, не сбила ритм. Завозились с ремонтом, заодно и пообедали.
    Денис, пытаясь произнести вслух название города Ljungbyholm, чуть не вывихнул язык и до Кальмарамолчал.

В  Kalmar смотрели только замок. Есть на что посмотреть. Мощная фортификация у самого синего моря. Выглядит весьма воинственно но, несмотря на свое суровое предназначение, эстетично. Народу – минимум. Покатались неспешно и снаружи, и внутри да и двинули дальше.

Выскочивший под колеса заяц, чуть не убил Дениса. Несколько раз дорогу перебегали косули.
    Вечер. Надо бы воды набрать. Во дворе частного дома юноша и дама моют машину. Попросили бутылки наполнить, разговорились. Оказалось – поляки. Их немало в Швеции живет.
— А вы куда едете?
— До Стокгольма.
— Так это рядом, восемь часов всего на машине.

Гиперактивная, сильно поддатая дама активно предлагала поставить палатку у нее во дворе, но мы, во избежание братания славянских народов, вежливо откланялись и удалились. Встали на опушке соснового леса. Пробег 103 км.
    Три ужина понадобилось, чтоб извести это чудо скандинавской ликеро-водочной фантазии.
Справились.
27 мая 2010 года.Четверг.
    Не бывает так, чтоб все походные дни одинаково хороши, но сегодня – совершенный позитив.

Решив не спорить с судьбой, мы полностью вверели себя белому велосипедику. Это те самые указатели ( белый велосипед на черном фоне ), что указывают не самую короткую, но наиболее привлекательную дорогу. И маршрут этот опять вернул нас ближе к природе, гравийным дорогам и уютным деревенькам.

Видели Вольвупочтовой службы. С правым рулем. Удивились, потом дошло – это чтобы почтальон мог газеты в ящики кидать, не выходя из-за руля. Можно об уровне социального совершенства государства судить по критерию  — думают здесь  о комфорте почтальона или нет…
    Проехали Oskarshamn. Город ярких впечатлений не оставил. Дальше – опять ландшафты до вечера.
    Вечером, слегонца задолбанные, находим кемпинг. Из закрытых. Электричество, вода, место под палатку – все есть. Платить не  надо. А место – восторг! Берег залива, огромные ,

спускающиеся в воду валуны, вода – зеркало, абсолютную недвижимость которой нарушают лишь учебно-тренировочные приводнения гусиков. Корова мычит на чистом шведском, лениво пожужживают комарики, янтарный закат. Эдем! Жалко, что дрянь вчера допили, я бы ща под ужин… Ну, да ладно.

Кроме нас, кемпер с немцами. Люди на природу выехали – сидят у себя в машине и телевизор смотрят.
    С водой, правда, косячек вышел. В душе только холодная. Горячая – в кране на улице. Так я и мылся, по очереди засовывая в раковину разные части тела.
— Ты куда пропал?  Ужин стынет.
— Камасутру с рукомойником отрабатывал.

За день 120 км проехали.
28 мая 2010 года. Пятница.
    Не бывает так, чтоб все походные дни одинаково хороши. По совести, уже давно просится дневка. Даже по утрам встаем все тяжелей и тяжелей. Вот и сегодня будильник вывел нас из комы не без труда.

Собрались, и в леса. Впечатления только от дороги. А она весь день грунтовая. Белый велосипедик, глушь, непролазные дебри справа-слева, заросли сухостоя… Эх, костерок бы запалить.

Вечером почувствовали себя совсем уюзанными. Настроения нет, из рук все валится, ноги в педали не попадают, да и место нашли совсем говенное. Болото, в котором едва отыскали ровный пятачок под палатку.
Ужинать и спать. Пробег – 93 км.
29 мая 2010 года. Суббота.
    А, оказывается, не все так плохо… Было вчера. По крайней мере не было дождя. И, хотя, полностью убить нашу  веру в светлое будущее ненастью не удалось, мироощущение с утра подгажено чавканьем под ногами и опустевшим через сто метров после старта колесом. Дырку не нашли, подкачались, вроде держит.
    До Valdemarsvik около 15 километров. Думали, проходной будет город, ан нет! Солнце выглянуло, яхты, кадилаки. Жизнь налаживается. Покатались, закупили продукты на день, пофотовидеографировались.

Посоветовавшись друг с другом и со здравым смыслом, решили провести сегодня день на асфальте. Дороги спокойные, идут в обход больших трасс, трафик небольшенький.

Главным пунктом программы сегодня стал GotaKanal. Оценив его масштабность, захотелось прокатиться вдоль него, а не поперек, но это в другой раз. Мегастройка, шведский БАМ, соединивший Балтийское и Северное моря сложнейшей четырехсоткилометровой системой каналов, шлюзов и невероятных идей. Конечно, транспортное значение канал давно потерял, но туристическую значимость имеет безусловно.
    Вечером опять столкнулись с проблемой безводности и попросили набрать водички в первом же попавшемся доме. Место нашли среди сосенок, метрах в 500 от дороги.
    Сегодня  —  83 км.
30 мая 2010 года. Воскресенье.
    Проснулся сегодня с ощущением приближения финала нашей скандинавской эпопеи. Грустно.

За время поездки нам несколько раз встречались велотуристы, и только раз они ехали группой. Соло здесь в чести. Вот и сегодня. Клаус, общительный, веселый немец. Подозрительно, но и он едет в Норд-Кап. Пару лет назад сделал кругосветку в одиночку. Поболтали. Клаус – полиглот, даже немного по-русски говорит. Потом вынул из рюкзака какой-то дико раритетный и не менее дорогой вискарь. Говорит, только для особых случаев, по глоточку, из горла. Хороший мужик!

Еще одно событие дня – паром через фьорд. Кстати, в Швеции это совершенно бесплатное удовольствие. Плыли с берега на берег минут десять.
    После обеда наша дорожка пошла совсем параллельно трассе Е-4, что на Стокгольм. Ориентир зачетный – с пути не собьешься, да вот с ночевкой беда. Пришлось бурлачить велосипеды через поля, болотину, прорубаться через заросли, чтоб хоть как-то укрыться от глаз.
    82 км – наш пробег за день.
31 мая 2010 года. Понедельник.
    Я говорил о ретро-авто в Дании, но, по сравнению со Швецией, датчане нервно курят. На любой заправке полки уставлены массой журналов означенной тематики. А сегодня, то ли в следствие близости к столице, то ли из-за отменной погоды от этой автоклассики просто деваться некуда. Глаза разбегаются, потом сбегаются и снова разбегаются, но уже от мелькания толп байкеров. Народ жадно хватает каждый погожий день короткого северного лета.

Радуются теплу не только владельцы Олдсмобилей и ДрагСтаров. Оказывается, и в этом мире разнузданного благополучия водятся бомжи. Один бедолага на наших глазах инспектировал мусорник за мусорником, но не хаотично, а последовательно, делая пометки в карте.

График мы подровняли и сегодня можем не напрягаться. Проехав 54 км, встали в кемпинге. Он открыт официально, и, что обидно, с 31 мая! Даже халява не вечна, и это был единственный кемпинг, за который нам пришлось заплатить. Зато и горячий душ, и электричество, и ровная полянка со столиком, и берег озера. Отмылись, отбрились, привели себя в божеский вид. Завтра – Стокгольм.
1 июня 2010 года. Вторник.
    Мое мнение о  Стокгольме рождено скудными на восторги рассказами людей, там побывавших. А при существующем много лет паромном сообщении с Ригой, тут не побывал только ленивый. Только рассказы эти сформированы посещением стандартной экскурсии и парой свободных часов на шопинг.
    На самом деле это и не близко «почти как Рига«… Просторный, по-имперски значительный город, населенный приветливыми людьми, аутентичной архитектурой, без стекольно-бетонных язв, история в чистом виде, куда не плюнь. Туристов стада, но нет копенгагенской толчеи. Вот только кофе – дрянь.
    В Стокгольм въехали неторжественно. Без табличек и оркестра. И весь день, где катались, а где ходили ногами по старинным улочкам, набережным, мостам и каналам. Накатали 59 км.
    Вечер, пора о ночлеге задуматься. Обозначенный на карте кемпинг, оказался хостелом с ценой гостиницы. Но рядом большой парк, густо засаженный и совершенно бесплатный. Подождав, пока начнет смеркаться, просочились вглубь лесочка и на горушке аккуратненько поставили палатку.
2 июня 2010 года. Среда.

А утром также по-тихому свернулись и поехали дальше кататься по «городу на столбах«. Еще раз покрутили по центру, посмотрели смену караула у королевской резиденции, пили кофе (дрянь), ели мороженное, покупали сувениры. Накатав за день последние 16 километров, прибыли в порт. Велокомпьютер показал суммарные 1491 км!

Денис обещал оставшиеся до полутора тысяч докатать по палубе…
     SiljaFestival — это совсем не тот мрачно-практичный паром, на котором мы шли в Травемунде. Здесь веселье – шоу, концерты, бары, пляски до упаду. Да и нам, вроде как, есть, что отметить!
    А свою каюту ниже ватерлинии с двумя пьяными дальнобойщиками мы-таки получили. Но нам уже все равно. Мы возвращаемся домой!