Горный поход

Аланья Вальсесия. Сбежать из города на Лиго.

И ведь собирались-же в Татры. Даже не собирались, а просто так получилось. Я отлично понимал, что в этом году поездка в большие горы мне не светит. У Иры — точка принятия решения — надо оно ей вообще или не надо. А что до меня, то конечно же мне как обычно куда важнее «с кем» чем «куда». В общем за две недели до Лиго решаем что для первого выезда в бюджетном варианте Татры — отличный вариант. Больше никто из знакомых не собрался ну и ладно, едем вдвоём! За 4 дня до отъезда смотрю прогноз погоды… и начинаю более чем интенсивно искать варианты от Армении до Черногории. Но погода есть только в западной части Европы. Выезжать в Татры планировали в пятницу 19.06 после работы. В четверг утром определяемся, что летим в Аланью 🙂 Я там раньше не был, на поездку времени мало, да и лицом в грязь ударить нельзя — как никак знакомы мы с Иркой уже 18 лет, а в горы едем вместе впервые. Пишу Витьке который там был два года назад. Слово за слово и через пол часа вместо консультации по району получаю ещё одного участника мероприятия. На сборы день, самолёт в субботу в 6 утра. Нам с Витькой собраться задача на пару часов, а вот барышне снаряжение всё надо найти — как никак первый выезд в горы. Все друзья поставлены на уши и к концу дня quantum satis снаряжения подобран. Паковаться планируем в пятницу вечером.

Середина дня пятницы. Выясняем, что лететь нам придётся в пятницу вечером, а не в субботу утром. Так уж получилось. Ничего не собрано, ничего не куплено. Развлечёмся!

18:00. Заканчиваю работать, бегом домой, все шмотки «на себя и на того парня» в 100л рюкзак, чтобы не задумываться, железа с запасом для хорошего стенного маршрута, пару лишних рюкзаков, попрощаться с Ольгой (она через час уезжает в Хорватию с велотусовкой) и бегом к Ирине домой паковаться. Витька подъедет туда же. Времени 20:00. До взлёта 4 часа.
На удивление всё случилось. В 22:15 выезжаем в сторону аэропорта. Правда мои благие намерения упаковаться в рюкзак 45л (едем-то на 3.5 дня) закончились чувалом на 100л. Ну с кем не бывает. Хорошо, что у меня баула 200 литрового нет.
В иллюминаторах закатное солнце, мы сидим тихо разговариваем и… это непередаваемое ощущение когда вся предотъездная суета закончилась, самолёт отрывается от земли и в этот миг всё меняется. Всё что мы забыли, мы уже забыли, да и это уже неважно. Лёту до Хельсинки то-ли 50 минут, то-ли час.

Крайний раз я ночевал на лавочке в аэропорту….хммм, хотел написать лет 5 назад, стал перебирать в памяти и оказалось, что в прошлом году. Ну и ладно. А для кого-то из нас это первый опыт. Как и многое другое в этой совершенно удивительной поездке.

Финэйр в полёте кормит! Удивительная вещь по нынешним временам. Да не просто кормит, а кормит горячим завтраком в экономе. Да не просто завтраком, а тем самым омлетом, о котором Витя мечтал за полчаса до посадки. Дар предвидения?

Три часа сна в кресле самолёта и нас встречает 30-градусная жара Милана. Минутная заминка — а может взять машину (хотя планировали добираться на поезде/автобусе). Но в субботу утром в сезон в Мальпенсе свободных машин не бывает. Вот всё само собой и решилось. Садимся в автобус до Новары.

В Новаре пару часов до поезда на Варалло — как раз время купить недостающие продукты в супермаркете и погулять по городу. Таскаться с рюкзаками по такой жаре совсем никакого удовольствия и Витя остаётся бомжевать на привокзальной площади, а мы с Ирой отправляемся на поиски супермаркета. Задача нетривиальная — сиеста как никак. Но минут через 40 мы осчастливлены всякими сырно-колбасными вкусностями, закидываем это всё на базу и отправляемся погулять по центру города. Довольно красивого кстати!

Поезд до Варалло и автобус до Аланьи приходят/уходят с перерывом в 15 минут, поэтому в Варалло погулять не успеваем. И хорошо — быстрее на месте будем. На самом подъезде к Аланье начинает накрапывать дождик.

Вот мы и дома. На остановке автобуса в Аланье то-есть. Бегом в инфоцентр, узнать про хижины, погоду и расписание обратного трансфера. Барышня в инфоцентре говорит, что выше 2500м лежит снег, что сегодня ночью будет гроза и копирует нам расписание обратных автобусов и поездов. После чего пытается заманить на «лекцию про альпинизм» и «большую сковородку халявного ризотто» которые будут происходить сегодня вечером в местном «доме культуры». Ризотто я люблю, но времени у нас мало — всего 3 дня и мы отметив «за приезд» на ближайшей лавочке и накинув «лёгкие 30-килограмовые рюкзаки» убегаем наверх. А…. нет не сразу ! Газа-то у нас нет. Мы надеялись купить бензина на ближайшей заправке, но ближайшая в 20 км вниз по долине — это означает, что сегодня мы никуда не выйдем. Никуда не годится. Во всех двух спортивных магазинах Аланьи есть газ, но либо протыкаемый либо Кемпинг, а у нас резьбовой. Переходник остался в прошлом году на Ушбе. Бред. Никогда не думал, что это может быть проблемой в центре Европы. Тратим час времени и в итоге просто по счастью покупаем в соседнем кемпинге единственные два маленьких баллона которые там были. Пофиг за какие деньги. Всё. Бегом наверх!!!

Теекс… когда я последний раз с чувалом в гору ходил? Ну ничего вроде живой. Хотя Витя и Ира бегут ощутимо быстрее. Ну и сам дурак. Нечего в трекинговую прогулку 6 кг железа с собой брать.

Когда-то, лет 10 назад мы придумали (или услышали от кого-то?), что «настоящий каякер» палатку ставит «пьяный, под дождём и в темноте». Последние 2 пункта уже выполнены — надо навёрстывать первый. Дождь начался когда мы уже прошли церковь в Скарпии. Проходим 200 метров по тропе за деревню, быстро ставим палатку и бегом в кабак. Пока добежали эти 200 метров — промокли насквозь. Кабак — душевный, Витя рассказывает как они тут были 2 года назад и заказывали «uno litro vino rossi e tre formaggio» и мы решаем повторить! Тем более, что простое vino de la casa очень хорошо в этом домике. Какое-то игристое, типа Ламбруско, только подано в аутентичном глиняном кувшине. О… если кто-нибудь мне подскажет нормальное русское слово на замену «аутентичного» — с меня бутылка Ламбруско. Мы с Лохматым в прошлом году в Грузии это тоже обсуждали, но так ничего и не придумали.
Уже поздно и хозяева вежливо говорят, что скоро закрываются… мы единственные посетители в это неурочное время. Дождь уже закончился и мы перебираемся в палатку. Разговоров было ещё до 3 ночи, и мне очень очень приятно, что с этими людьми можно легко и просто говорить обо всём. Вот бы со всеми друзьями так 🙂 Похоже мы поехали в правильной компании!

Утро воскресенья начинается с совершенно ошеломляющей картинки в «палаточном телевизоре» — идеально чистое синее небо, сочная зелень и яркие цветы вокруг и белые горы перед нами. Вылезать правда из палатки не очень хочется — так-бы и валялся.

Упаковываемся и наверх. Пока в планах дойти до одной из работающих хижин около Пасо Солати. Тогда завтра сможем выйти в сторону Гнифетти и кто знает может и повыше! Тропа отличная. Идёт мимо колоритных домиков в вальзерском стиле. Никогда раньше таких не видел. Интересно.

Ага чё-то мы расслабились — щас всё будет! Смотрим на указатели, смотрим в карту. Тупим. В карте тропа по левому(о) берегу ручья, на указателе по правому(о). Идём по карте. Тем более, что перед нами по ЛБ побежал вверх какой-то местный трэйл раннер. Спрашиваем его «Туда идём ?». Он в ответ «Туда, туда» и вперёд побежал. Тропа завалена лавинным конусом, обходим его справа по траве. Прёмся вверх. Трэйл раннер бежит впереди (чё-то не очень быстро правда — мы с чувалами от него не сильно отстаём 🙂 и машет руками — «сюда, сюда» типа. Уффф… вроде выполаживание. Отдыхаем. Тропы правда не видно. Да и трэйл раннер чё-то скис. Вправо-влево дёрнулся, сказал, что всё он мол пришёл уже, посмотрел в нашу карту, заверил нас что мол «сюда, сюда. правильной дорогой идёте товарищи» и….. побежал вниз. Быстро. Как мы потом подумали наверное чтобы не догнали и не наваляли. Ну а мы люди простые — гребень (или ближайший перегиб) видно вроде, направление понятно. Рюкзаки на плечи и вперёд.

Поменяли палки на ледорубы — склон достаточно крутой. Сомнения у меня возникли когда захотелось расстегнуть ремни рюкзака на мокром травянистом склоне и… одеть кошки. Витя с Ирой бодро бегут впереди. А меня заклинило. Понимаю, что без кошек с чувалом такого веса мне дальше идти не хочется. Снимаю рюкзак, цепляю на верёвку, чтобы по траве подтянуть сверху и догоняю остальных налегке. Смотрю на Иру — по-моему это явный перебор для первого выхода в горы, хотя она ничего и не показывает. Пять минут раздумий и… начинаем эпопею с дюльфером. Обычный спуск, даже в кошках с 30-кг рюкзаком по такому склону занятие более чем сомнительное. Для Иры — это первый дюльфер в реальных условиях. Четыре верёвки мы прокидали очень быстро. Пару лет назад в Безенги после спуска с Уллу-Ауза мы весь вечер пили в баре Прохладненский коньяк за технику группового дюльфера.

Может это дало свои результаты, а может просто у нас в этом походе замечательная команда, ведь не Вити не Иры в тот раз в безенговском баре не было. Но трэйл раннера хочется поймать и чего-нибудь ему открутить, тем более что пока дюльферяли мы заметили продолжение нормальной пешеходной тропы на которой и оказались 4 часа спустя после того как сошли с неё. Похоже хижина под Пасо Солати нам сегодня не светит.

Обед и подъём до Пасо Корич прошли незаметно — в окружении умопомрачительных зелёных лугов, ярких цветов и зарослей рододендронов. Но сил на перевале уже немного. Набрали за сегодня почти 1500м, с грузом да без аклиматизации. Хотя и не высоко ещё. Забираемся на границу снега около хижины Зубе (~2500 н.у.м.) и ставим палатку на краю обрыва с видом в долину. Над нами ползают тёмные облака и изредка падают снежинки, но погода в целом отличная. Всё — хватит на сегодня. Отдых. Бренди. Сигары. Фотосессия с цветочками.

Сегодня утром дрыхнем. Вроде и болтали вчера не долго. Ну да ладно — надо придумывать планы. Проблема в том, что мы пока не знаем на чём мы полетим обратно и при плохом раскладе придётся уезжать из Аланьи завтра днём, а не послезавтра утром. Так что можно попробовать дойти до пасо Солати (а может и до Гнифетти) и сразу спуститься в долину. Но это трекинг по торпе и снегу. Вчера мы это уже проходили. А времени у нас немного и хочется разнообразия. Надо ведь, чтобы барышне понравилось в горах 🙂 Принимаем мудрое решение и идём на ближайшую к нам вершину. Пусть и небольшую, простую, но зато это всё равно Вершина, а ощущения на ней совсем не такие как на тропе с рюкзаком.

Да и самое главное туда можно сходить налегке. Описания нет, но набора всего метров 500 по снегу до перевала с кусочком скал на самом верху. Вообщем 1Б 🙂 Но канделябры по системе развешиваем — хоть сфотографироваться — не зря-же я с собой их всё время таскаю. Я даже по дороге пытался всех подговорить на «первопроход» соседнего скального пупыря, но опять-же мудростью (на этот раз Витиной) был остановлен. Описания нет, по ощущениям там 3А-3Б часов на 5-6, времени 11:00. Крутовато для первой Ириной вершины. Вообщем решено — собираемся, выходим. По дороге тренировка на снегу. Через пару часов мы на седле и до вершины ещё 15 минут. Скал нет. Вообщем зря я канделябры с собой таскал. Фотографируемся, отдыхаем и вниз. Вот это пол-часа чистого фана — едем вниз по снегу «на лыжах». Снег правда не очень скользкий, но это мелочи — эмоций и так хватает !!!

Три часа и мы снова в Скарпии. На том-же месте где ночевали и два дня назад. Только сегодня понедельник. Кабак закрыт. Ира правда обещает сбегать за uno litro в Аланью, но всё-таки усталость берёт верх. Сегодня просто отдыхаем! Самолёт у нас кстати в среду днём, так что завтра у нас целый день в Аланье.

Вторник. Спуск до Аланьи занимает 40 минут. Инфоцентр закрыт, так как ещё не сезон и он работает только по выходным. Так, что наши благие намерения взять там топо карты скал про которые мы слышали что они где-то рядом не увенчались успехом. Зато винная лавка была открыта. Её мы и посетили. После чего отправились в кемпинг в котором нам предстояло провести последнюю ночь, а пока просто сходить в душ, поставить палатку и отправится на скалы!

Выход на скалы без uno litro пустая трата времени, да и пить очень хочется. Начинаю открывать 1.5-литровую бутылку трекинговой палкой. 0.7 открывается таким способом отлично, но у этой-то горлышко длиннее, а стекло тоньше. Вообщем когда она лопнуа в вине было всё вокруг. После того, что вчера мы не попали в кабак в Скарпии это просто издевательство. Хмуро собираю в рюкзак железки, цепляю верёвку и отправляемся на поиски скал про которые мы знаем, что они «выше по течению реки на том берегу». Через винный магазин конечно 🙂 Ну и proscuitto, formaggio e pomodori — куда-же без них. Вторую бутылку я решил не рисковать и стал открывать пластмассовую пробку стропорезом… минут 15-20, два выкрученных из соседнего дома шурупа и ковырялка для закладок помогли вытащить пробку настолько, чтобы её можно было зацепить зубами 🙂 Размявшись простой и незатейливой итальянской диетой жизнь наладилась и мы попёрли вверх. Сначала по дороге, потом по тропе, а потом и по заросшему мхом курумнику. Чистый фан опять-же!

Цветочки там всякие встречаются. Ратраки. Коровы. Красота вообщем! Но скал как не было так и нет. Пробитых по крайней мере. А есть дикие. Я как обычно бью копытом, щёлкаю камалотами и размахивая оттяжками громко кричу «трад-трад» потому что живые скалы люблю куда больше чем закрученые болты, но Витин здравый смысл всё-же возобладал и в этот раз.

Спускаемся в долину. Жарко. Традиционное открытие купального сезона в горах на Лиго. Теперь холодно 🙂 Но на скалы-то попасть надо как-то?!? В самом городе в 100 м от полицейского участка (куда видимо и приводят скалолазов-дебоширов) стоит здоровый булыжник метров 5 высотой на котором пробито 5-6 маршрутов UIAA 4-5. На нём физкультура у местных школьников проходит как я понял. Делать нечего — идём в винарню за Lambrusco, vino rossi ну и остального как обычно. Лиго-же всё-таки, праздновать надо.

Витя даже на пиво местное созрел. Я нееее, пивом меня не заманишь если рядом вино есть. Пусть даже и на Лиго. Размялись красненьким, залезли, повесили верхнюю страховку. Как никак я первые маршруты на живых скалах у Иры. Хоть в зале и сложнее лазает, но живые скалы — есть живые скалы, не фанера какая. Кайф! Лазили пока не включили дождь. Мелкий, но лазание по-любому закончилось.

Осталась только культурная программа — просмотр «необыкновенной красоты водопада». А вот тут меня и поджидал очень очень приятный сюрприз.
Меня водопадами не сильно удивишь. Первый водопад, что я увидел был Криммльский — очень красивый, и в Норвегии много раз был и на Игуазу. Ну вообщем представляю какие они бывают и как это часто бывает острота ощущений притупляется. Так что под водопад я не попёрся — чё там делать-то — холодно, мокро, ветер.. я лучше пофотографирую издалека.

А вот когда Ира с Витькой вернулись (вернее Витя сбегал за Ирой, чтобы она окончательно не промокла 🙂 и я посмотрел на её лицо…. Вообщем очень разные чувства и все сильные и натуральные. И просто радость глядя на неё и лёгкая грусть, что сам я уже таких эмоций не испытываю от таких простых вещей которые стали как-будто привычными.

А потом «сатори» — что радуюсь-то я по-настоящему от того, что вижу как радуются другие и это куда важнее для меня, чем просто впечатления от кубометров воды падающих с ускорением 9.8 м/с. Это старость, да ? 🙂

Через пол-часа мы в кемпинге и перед нами стоит нетривиальная задача — сожрать всю пайку которую мы все эти дни носили в рюкзаках — не домой-же её тащить 🙂 Благо последние uno e mezzo litro vino rossi ещё в запасе и помогают нам справится с этим. А мы сидим на берегу реки и она шумит так как и 10 лет назад когда я ходил в каякерские походы. Вечереет, совсем уже темно, несмотря на то, что это самая короткая ночь в году. Воспоминания. В Австрии в этот день (или нет, на день или два раньше по-моему) отмечают праздник света. Я видел такой в 2000 году в Вильдалпене когда на ближайшей горе в темноте загорелось огромное количество ярких-ярких факелов-светлячков. А сегодня у нас просто красивое горное звёздное небо. Здорово! Всё — сегодня спать, завтра подъём в 6 утра к первому автобусу чтобы в 14 с небольшим уже лететь в Ригу !
Совершенно техническое замечание: трансфер из Аланьи до Мальпенсы утром в рабочий день займёт около 4 часов и отнимет около 15 евро. Коннекты поездов/автобусов подобраны очень удачно.
Вечером в среду я уже в Риге и еду за рулём к Жану в Саулкрасты где он живёт у бабушки пока родители болтаются чёрт знает где. Ольга приедет в воскресенье.